ENG
Технологии

Революция в музейных технологиях: ковид помог

Распространение COVID-19 нанесло серьезный удар по туристической отрасли и сферам искусства и развлечений. Не стали исключением галереи и выставочные комплексы. По оценкам представителей Пушкинского музея, только прямые убытки от закрытия залов для посетителей составили 2 млн рублей в день. О потерях в 45 млн рублей еще весной объявлял Государственный исторический музей. Частные галереи вовсе заговорили о возможном закрытии из-за финансовых проблем. В условиях, когда люди будут с боязнью относиться к посещению общественных мест, возникает вопрос о перспективах музейной отрасли. Однако на помощь могут прийти современные технологии — такие как индустрия MuseumTech.

Актуальные тенденции

MuseumTech является новым направлением в развитии музейного дела. Он подразумевает внедрение цифровых технологий в выставочных залах и галереях. Сегодня работа по использованию IT движется в нескольких направлениях.

Прежде всего речь идет о создании интерактивных экспозиций на основе AR-технологий, геймификации и виртуальных схем. Примером таких работ может служить интерактивная карта, разработанная для государственного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области. С ее помощью можно рассмотреть расположение достопримечательностей и мемориалов, посвященных знаменитой битве, а также узнать, где находятся гостиницы, парковки, зоны отдыха.

Перспективной тенденцией является применение интерактивного и мультимедийного оборудования — сенсорных столов, технологий дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальностей, проекторов, видеостен и больших экранов. К примеру, эти технологии применяются в Галерее Тейт в Лондоне (Великобритания), которая благодаря инновациям к 2018 году превратилась в самый популярный музей британской столицы. Сотрудники галереи постоянно внедряют любопытные проекты. Так, в 2017 году они создали VR-версию мастерской Амедео Модильяни — итальянского художника, жившего в XIX–XX вв.

Важной видится работа по созданию специализированных программ для планшетов и смартфонов. Многие российские музеи подключены к бесплатному мобильному приложению Artefact, доступному владельцам устройств на iOS и Android. Оно было создано по заказу Минкультуры России для использования интерактивных гидов и AR-технологий. С помощью приложения можно увидеть экспозиции десятков учреждений культуры, включая Третьяковскую галерею и Российскую государственную библиотеку. Каждый экспонат имеет подробное описание с набором фактов, эскизов, набросков. Для иностранных туристов предусмотрена поддержка самых популярных языков, включая английский и китайский.

Перспективными выглядят идеи по использованию роботов в выставочном пространстве. В Музее современной истории России в 2017 году состоялась презентация робота-экскурсовода Клиоши, способного реагировать на эмоции посетителей и предоставлять услуги по удаленному посещению музеев. Робот, названный в честь древнегреческой музы истории, используется для демонстрации экспозиции, посвященной развитию России в нынешнем столетии.

Еще одной интересной деталью можно назвать хорошую подготовленность музейного персонала. Сотрудники российских учреждений готовы к внедрению новых технологий на практике. Совместное исследование Совета по цифровому развитию ИКОМ России, Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), НИУ ВШЭ и Microsoft в мае 2020 года выявило, что 89,6% работников считают: цифровизация музеев принесет пользу их деятельности. При этом исследование выявило высокий уровень цифровой грамотности — 90% опрошенных владеют всеми необходимыми навыками, включая редактирование текстов, создание фото и сканирование документов.

Влияние пандемии коронавируса на развитие рынка

Ситуация с COVID-19 может спровоцировать изменения в индустрии музеев и выставочных залов, которым придется уходить в онлайн, если они захотят сохранить аудиторию. К примеру, замдиректора петербургского ЦВЗ «Манеж» по выставочной работе Светлана Зенина заявила, что в период пандемии произошел огромный рост популярности виртуальных экскурсий. В то же время директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов сообщил, что с начала пандемии с виртуальными турами ознакомились более 1 млн пользователей. Эксперты считают, что распространение COVID-19 влияет на скорость появления технологических решений в музеях.

«Пандемия и последующая самоизоляция стали драйверами для внедрения VR/AR в выставочной деятельности. Это безопасно и отвечает всем санитарным нормам. Онлайн — единственная возможность для музеев и галерей продолжать активно работать в карантин, который, как мы видим, сейчас снова вводят в многих странах», — заявил Аркадий Оверин, технический директор «Номикс», компании-разработчика VR-приложений.

Примеры использования технологий в России и за рубежом

В музейной отрасли осознают преимущества, которые дает цифровизация выставочных комплексов, залов и галерей. По этой причине в нашей стране и за границей появляются все больше воплощенных на практике проектов. К числу таких относится Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, открытый после модернизации в мае 2019 года. Выставочный комплекс поколения 4.0 оснащен современной мультимедийной инфраструктурой. Более 2 тыс. экспонатов музея были оцифрованы и переведены в удобные для восприятия форматы. Кроме того, внутренние помещения галереи объединены в единое интерактивное арт-пространство.

«Созданная КРОК мультимедийная музейная экспозиция в Доме русского зарубежья вошла в шорт-лист престижной международной премии InAVation Awards 2020. Для ее создания в выставочных залах установлено 54 мультимедийных экрана и 13 проекторов для видеомэппинга, организованы зоны с автоматически включаемым звуком и датчиками движения», — сообщил Дмитрий Шабанов, руководитель направления мультимедийных систем ИТ-компании КРОК.

Кое-где российская музейная отрасль пока отстает от зарубежных стран. К примеру, речь идет о применении цифровых технологий при реставрации старых экспонатов. В России пока нет аналогов приложению Articheck, разработанному для облегчения работы сотрудников музеев и галерей. Программа позволяет создавать быстрые фотоотчеты о фактическом состоянии произведении искусства, что важно при транспортировке или реставрации.

Еще одним таким продуктом является программа Artomatix, предназначенная для создания трехмерных моделей с использованием ИИ с высокой скоростью. Решение умеет анализировать примеры, представляемые художниками, и на основе накопленного опыта генерировать контент в трехмерном формате. Разработчики программы подсчитали, что моделирование с применением Artomatix ускоряется в пять раз, также сокращаются трудозатраты на создание 3D-объектов.

Каковы перспективы рынка?

Очевидно, интерес к применению новейших технологий будут проявлять все больше заведений. Совместное исследование Microsoft и TAdviser в марте 2020 года показало, что 85% российских музеев признают значимость цифровизации, однако лишь каждое пятое учреждение в стране сумело воплотить наработки на практике. Согласно данным 2018 года, в российских музеях оцифровано 14% экспонатов, в то время как в Европе этот показатель равен 31%. Среди российских регионов выделяется Санкт-Петербург (36%), а на Дальнем Востоке оцифровке подверглось всего 6% фонда. Потенциал рынка в этом направлении огромен.

Развитие музеев будет напрямую зависеть от прогресса в области VR-технологий. По данным аналитиков Grand View Research, мировой рынок виртуальной реальности в 2019 году достиг объема в $10,32 млрд, а в ближайшие семь лет этот показатель будет увеличиваться в 21,6% в среднем за год. Мария Лапук, соосновательница агентства Vinci Research, также подчеркнула преимущество VR-технологий.

«Большинство современных VR-тренажеров построены на диалоговой симуляции. Эффективность такого метода доказывают первые исследования и опросы. Обучение в виртуальной реальности ускоряет процесс освоения материала в четыре раза по сравнению с офлайн-тренингами», — резюмирует Лапук.

Автор: Кристина Фирсова

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья