ENG

Перейти в Дзен
В мире, Технологии, Это интересно

Роботы внедряются в школы

Со следующего года в японских школах роботы будут преподавать английский язык. В первую очередь это связано с нехваткой средств на оплату труда учителей.

Министерство образования Японии планирует оснастить школы англоговорящими роботами с искусственным интеллектом. Согласно агентству «Рейтер», в рамках пилотной программы в 500 классах начальной и средней школы с 2019 года роботы будут вести уроки английского вместо живых учителей. Власти надеются таким образом решить проблему нехватки педагогических кадров, ведь высококвалифицированным специалистам надо платить высокую зарплату, а роботы-учителя обойдутся правительству гораздо дешевле, чем живые преподаватели. Тем более что в Японии был опыт использования роботов в начальной и средней школе, который показал, что современные технологии способны помочь повысить уровень преподавания английского. Правительство уже выделило на реализацию проекта около 250 млн иен (примерно $227 тысяч). Также японские школьники будут работать на уроках с планшетами со специализированными приложениями и участвовать в онлайн-занятиях с носителями языка.

Это не первый опыт использования роботов в качестве школьных преподавателей. Весной нынешнего года в школах финского города Тампэрэ начался образовательный эксперимент, в рамках которого часть предметов вместе с учителями преподают роботы. Всего задействовано четыре робота: робот-гуманоид, который преподает иностранные языки и три робота в форме совы, обучающие учеников математике. Роботы также есть в южнокорейских школах. Там они преподают английский язык. На Аляске в одной из школ роботы помогают учителям вести уроки удаленно. В Австралии сейчас идет тестирование роботов, которые преподают несколько предметов в учебных заведениях вместо обычных учителей. В перспективе ожидается переход на полное обучение учеников с помощью роботехники. В Силиконовой долине в США ученые разрабатывают программы для идеального робота-учителя, благодаря которым он мог бы по выражению лица ребенка определять его настроение и характер, чтобы выработать оптимальный стиль общения с каждым. Летом прошлого года китайский образовательный стартап Liulishuo получил инвестиции в размере $100 миллионов. Стартап занимается обучением иностранным языкам при помощи искусственного интеллекта, и робот-учитель английского уже набрал шестьсот тысяч учеников.

В Японии давно уже активно используют информационные технологии в процессе образования, используют интеллектуальные компьютерные 3D-игры по математике, истории, биологии, иностранным языкам.

Весной 2009 года в одной из начальных школ Токио появилась робот-учитель Сая, она вела урок науки и техники. Сая умеет улыбаться, а её лицо выражает шесть основных эмоций: удивление, страх, отвращение, гнев, радость и печаль. Она очень похожа на настоящего человека.

The Telegraph недавно опубликовал материал, в котором говорится, что роботы заменят учителей в классе в течение следующих десяти лет, и это позволит всем, независимо от местонахождения, получать образование самого высокого уровня. По мнению вице-канцлера Букингемского университета сэра Энтони Селдона, благодаря искусственному интеллекту, который будет способен выбирать стиль обучения в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, полностью отпадет потребность в традиционном академическом обучении.

Японские создатели роботов-учителей не скрывают, что одной из причин их внедрения является нехватка квалифицированных кадров, особенно в сельской местности. То есть использование робота в качестве преподавателя прежде всего выгодно с экономической точки зрения. Насколько роботизация обучения повлияет на качество обучения? Станет оно лучше или хуже?

По мнению известного британского аналитика и футуролога Яна Пирсона, к 2030 году роботы и физически, и умственно превзойдут людей. Но Пирсон полагает, что профессия учителя относится к тем, в которых робот не сможет в полной мере заменить человека. Это связано в первую очередь с тем, что роботы не обладают критическим мышлением, они не умеют творить, потому что творческий процесс невозможно автоматизировать. Соответственно, совместное творчество учителя и учеников останется процессом взаимодействия людей, а не людей и роботов. Даже при изучении иностранных языков в процессе развития разговорной диалоговой речи необходимо использовать элементы невербального общения, которые доступны только людям. Эти элементы потом понадобятся на практике при общении с людьми, а не роботами. Также, по мнению психологов, люди запоминают информацию в комплексе с эмоциями и ощущениями, которые он получают в процессе общения. Очень часто именно личность учителя, его индивидуальное обаяние играют решающую роль в отношении ученика к учебному предмету и ко всему процессу обучения.

А вот по мнению одного из самых известных робототехников мира, директора лаборатории Intelligent Robotics при университете Осаки Хироси Исигуро, роботы скоро смогут преподавать как в школах, так и в университетах. Особенно это актуально в случае с детьми-инвалидами или аутистами. Хироси Исигуро полагает, такие дети испытывают сложности в общении с людьми, а роботы могут помочь им учиться и развиваться. Ученый считает, обучение иностранному языку с помощью робота более продуктивно, так как на чужом языке люди охотнее говорят с роботом, а не с обычным учителем. И важно также то, что роботы-учителя не будут допускать ошибок и смогут работать сутки напролет, они не устают и не нуждаются в перерыве на обед. Но для этого надо обеспечить соответствующее электропитание, потому что пока аккумулятора хватает максимум на два часа, затем требуется подзарядка от сети. Конечно, роботы еще не скоро смогут заменить человека во всех областях, их производство пока остается дорогостоящим. Хотя теоретически можно даже научить робота любить, если написать специальный код. Но пока мы сами не можем дать точное определение любви, поэтому такого кода нет.

Роботы, которые будут преподавать в японских школах, имеют множество самых разнообразных функций. Например, они будут контролировать правильность английского произношения у каждого ученика, а также адаптировать задания индивидуально под каждого школьника в зависимости от его знаний и способностей.

Как противники, так и приверженцы этого способа обучения согласны с тем, что роботы могут помочь учителю разнообразить занятие, сделать его интересным для детей, благодаря чему они будут более активно участвовать в учебном процессе.

Также надо отметить, что с 2020 года японские школьники будут изучать английский язык с 10 лет, тогда как сейчас по программе они изучают его с 12 лет. В связи с этими изменениями, несомненно, возникнет повышенная потребность в преподавателях английского языка — и тут-то на помощь придут роботы. Но только в случае, если они успешно пройдут свое тестирование.

Автор: Юлиана Погосова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья