ENG
В мире, Мнение, Это интересно

С чем сталкиваются российские фуд-проекты за рубежом

Анна Цфасман — основатель международной сети кофеен «Даблби»

За рубежом российский бизнес сталкивается с местными особенностями, причем не только в плане правового регулирования. Национальные культурные черты сильно влияют на потребительский спрос, вытесняя российских игроков с рынка. Только подготовленным фуд-проектам удается закрепиться надолго.

США

В США основные проблемы русских рестораторов — поиск персонала и контролирующие органы. Всевозможные учреждения и ведомства вольно относятся к частному бизнесу. Штаты на свое усмотрение принимают правила и законы, чтобы контролировать действия предпринимателя. Бюрократии поэтому больше, чем где-либо, но после получения всех разрешений бизнесмена оставляют в покое.

Подобрать команду для проекта тоже непросто. Из-за высокой конкуренции предложений на рынке труда больше, чем спроса. Люди иначе относятся к работе, долго и ответственно ее выбирают — в этом и выражается американская мечта. Не зная имени бренда, местные неохотно идут официантами и управляющими в русский ресторан, а привозить сюда своих специалистов затратно.

Тем не менее мы нацелены открыть кофейню в Нью-Йорке и смотрим на это оптимистично. В Америке большой потенциал для развития индустрии спешиалти-кофе, которым мы занимаемся. Сейчас ведем переговоры с нашими американскими партнерами.

Европа

Европейцы как потребители очень консервативны. У нас ушло много времени, прежде чем местные привыкли к нашей кофейне в Праге и стали считать ее своей. Реклама здесь не помощник: в целом европейцы на нее не ведутся. Завлечь их можно только высоким качеством продукта и сервиса. Зачастую самый эффективный инструмент раскрутки кофейни — сарафанное радио.

Также в Европе всё очень медленно, хотя открытию точки власти не мешают. Если всё сделано в рамках закона — относятся к предпринимателю доброжелательно. Сам процесс согласований затянут: то, что в Москве занимает два-три месяца, в Чехии растягивается на семь. И это еще быстро по европейским меркам.

Медлительность касается и работников. Люди стремятся к спокойной жизни, а московский темп их пугает. Поэтому мы в одно время даже запустили обмен стажерами, чтобы пражские бариста тренировались в России, а наши специалисты приезжали к ним и проверяли, как у кофейни в Праге идут дела. В результате достигли баланса, при котором иностранные бариста не теряют эффективности.

Арабские Эмираты 

В ОАЭ российскому бизнесу мешает большое количество политики. Всё решается сверху. К арендаторам предъявляют очень строгие требования, если компания-застройщик находится под контролем правящей семьи. Тогда придется согласовывать все до мелочей — концепт вывески, рекламные носители и украшения интерьера. Зато обосновать свое дело в таком месте — уже по умолчанию говорит о его качестве.

Чтобы построить что-то в ОАЭ, нужно согласовывать каждое решение с государственными инстанциями, а также получать разрешение у владельцев помещения. Задержишься на день — придется платить огромный штраф. На одобрение проекта уходит до 25 дней минимум вне зависимости от сферы, в которой открываешь бизнес. В результате любое строительство в Эмиратах — дорогой и долгий процесс. Чтобы сократить наши сметы, мы нанимали местного прораба. Получилось отбить 30-35% расходов, но нам повезло, что мы быстро нашли нужного специалиста по рекомендации.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья