ENG
Перейти в Дзен
Инвестиции, Инвестклимат, Технологии

Российские инвесторы ставят на ИИ

Системы на основе искусственного интеллекта (ИИ) окончательно перестали быть частью научной фантастики и не первый год применяются для решения реальных задач — сокращают затраты на обслуживание колл-центров, ставят медицинские диагнозы и даже помогают проводить исследования на МКС. Растет к технологии и инвесторский интерес — в России по итогам 2024 г. объем вложений превысил 300 млрд руб., увеличившись на треть. Как долго продлится ажиотаж на ИИ-рынке? Какие подходы помогают выбрать среди проектов будущего единорога? А главное, какие вызовы создает бурное развитие искусственного интеллекта? Эти вопросы и не только обсудили участники практической конференции «Инвестиции в ИИ-проекты» (в числе организаторов — Совет ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике и Клуб инвестиционного нетворкинга).

Изображение от Freepik

Не просто технология

Ключевым вызовом в связи с ИИ, конечно же, остается регулирование. Пока единых и четких правовых рамок в отрасли нет, однако они неминуемо появится, и при вложениях в ИИ-проекты это критически важно учитывать. Тем более что искусственный интеллект уже больше, чем просто новая технология.

«Это уже не чисто технологический инструмент, а ключевой элемент глобальных экономических стратегий, а также стратегий безопасности. И одновременно это поле конкурентной борьбы, в которой участвуют мировые центры развития, включая Россию, Китай, США и Евросоюз», — уточняет профессор, доктор экономических наук, СЕО «Консалтингово-Аналитического Союза» Артем Генкин.

Так, все большую настороженность вызывают перспективы неправомерного использования искусственного интеллекта для разработки различных патогенов или токсинов. Не менее рискованно в отсутствии регулирования выглядит данная технология в контексте автономных и полуавтономных систем или систем, используемых при ведении военных действий.

«Наднациональный характер имеют проблемы регулирования интеллектуальной собственности, создаваемой с использованием искусственного интеллекта, а также проблема подлинности контента, создаваемого при помощи ИИ-технологий», — пояснил Артем Генкин.

«Искусственный интеллект способен создавать двойников реальных вещей, которые человек может идентифицировать как реальные объекты. Без правильного регулирования технологии нам предстоит тратить еще больше возможностей ИИ, чтобы определить, является ли воспринимаемый объект фейком или реальностью», — говорит Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.

«Проекты на базе ИИ уже подняли целый ряд вопросов, которые были ранее не столь актуальны, в том числе этические, и это напрямую влияет на инвестиции в данную индустрию», — согласен Сергей Ореханов, эксперт Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, основатель инвестиционной AI-студии.

Регулировать нельзя запрещать

Сегодня большинство государств только приступает к созданию правовых норм в отношении ИИ, единого подхода к регулированию на мировом уровне пока нет.

«39 стран в мире приняли как минимум один закон, содержащий понятие искусственного интеллекта. Россия на первом месте в мире, данное понятие содержат 7 законов», — уточняет Арием Генкин.

При этом участники придерживаются разных, во многом диаметральных позиций. Так, в Европе акцент делается на защите прав потребителей и безопасности, а ИИ-системы классифицируются в зависимости от уровня риска. Всего их четыре, от самого высокого неприемлемого уровня, и к таким решениям относятся системы социального скоринга, до минимального. Последние и вовсе не требуют регулирования (речь идет, например, о спам-фильтрах в почтовых программах).

Американский же подход основывается на принципе «Пусть развиваются все инновации», а регулирование ИИ относится к компетенции исполнительных органов власти. На текущий момент ИИ пытаются регулировать уже около 46 ведомств.

«Думаю, что Россия нуждается в едином правовом поле, законодательстве, действующем по всей стране и имеющим постоянный характер. На мой взгляд, желательно, чтобы оно имело серьезный акцент в сторону защиты прав потребителей, а не бесконтрольного развития инноваций», — полагает Артем Генкин.

Новый суперхайп

На фоне отсутствия регулирования интерес инвесторов к теме не только не спадает, но и в обозримой перспективе будет расти, и это также становится вызовом для всего рынка — проектам с другим фокусом раунды поднимать все сложнее.

«Есть два ключевых инновационных приоритета на ближайшее время, это искусственный интеллект и кибербезопасность», — отмечает Любовь Симонова-Емельянова, директор проектов в блоке стратегических инициатив ПАО «Ростелеком».

«Когда компания хочет привлечь капитал на публичном рынке, если в ее решениях присутствует искусственный интеллект, это подсвечивают многократно, в инвестиционных тезисах это обязательно присутствует.  Это суперхайповое направление, которое любой бизнес пытается подсветить», — отмечает Леонид Павликов, управляющий директор по рынкам акционерного капитала ФГ «Финам».

Уникальный момент

В числе ключевых драйверов для инвестиций в нишу остается реальная возможность создать на базе ИИ компанию-супергиганта.

«Такие окна возможностей открываются примерно один раз в технологическую волну. Создать сегодня второй Google или Tesla крайне сложно, начинать нужно было 10 лет назад. Создать глобальную компанию в области искусственного интеллекта, которая может поменять мир радикально, теоретически возможно», — отмечает Евгений Кузнецов, генеральный директор Orbita Capital Partners.

Но это же создает и очередной вызов — например, подогревает интерес к проектам-дисрапторам со стороны корпораций. По оценке Леонида Павликова, компании с работающими ИИ-решениями, скорее всего, будут поглощаться крупными экосистемами, в том числе в рамках пре-IPO или ОТС-сделок. Это позволит гигантам усиливать собственные экосистемы необходимой экспертизой. Также решения могут быть попросту реплицированы гигантами.

«Вряд ли мы увидим ИИ-компании, которые будут развиваться как самостоятельный крупный бизнес в стране», — отмечает эксперт.

Путь в корпорацию

На российском рынке уже немало проектов, которые развивают решения с опорой на ИИ-технологи. Это и так называемый горизонтальный ИИ, или системы, которые можно использовать в самых разных отраслях, а также вертикальный ИИ, который заточен на решение узкоспециальных задач, отмечает Кирилл Тишин, партнер, сооснователь инвестиционной компании KAMA FLOW. Однако наибольший интерес представляют инфраструктурные решения для ИИ. Но и им «зайти» в корпорацию не всегда просто.

За что же готов платить крупный бизнес? Как минимум это T2M, или возможность вывести на рынок готовый продукт максимально быстро, а также команда, полагает Дмитрий Калаев, партнер венчурного фонда ФРИИ-инвест.

Другое дело, что крупный бизнес даже к покупкам решений на базе ИИ, не то что готовых проектов, подходит настороженно, всегда задавая вопрос «А кому вы еще продали?».

«Уровень недоверия в корпорациях очень высок», — отмечает Антон Пронин, управляющий партнер венчурного фонда «Малина венчурс».

Со стороны корпорации всегда остается и риск хантинга — фаундера проекта попросту могут переманить, чтобы развивать решение уже в контуре крупной компании.

Стать футуристом

Технология искусственного интеллекта развивается крайне быстро, а значит, «ловить» команды и проекты предпочтительнее на стадии науки. Однако подход формирует определенные сложности.

«В России мы не видим потока компаний, которые берут научные разработки и претворяют их даже не в бизнес, а хотя бы в по-настоящему технологичные продукты», — уточняет Григорий Лещенко, главный инвестиционный директор Huawei в России и Восточной Европе.

Возможно, подход удастся реализовать корпорациям, которые, активно смотря в науку, работают с искусственным интеллектом и во внутреннем контуре. В том же «Росатоме» есть отдельное АО «Росатом наука» с 12 000 сотрудниками.

«Каждому из нас надо стать футуристом, который будет просчитывать не развитие бизнеса, а развилки в развитии общества на ближайшие 100 лет. Сейчас таких развилок порядка 400. Нужно думать о том, что будет происходить через 30–40 лет с вероятностью выполнения событий в рамках данных развилок», — отмечает Любовь Симонова.

И конечно же, сегодня как никогда важно понимать и отслеживать запросы глобальной пользовательской аудитории. Пока российские стартапы чаще реализуют так называемую technology push-модель, когда решения строятся на популярной технологии, отмечает Евгений Кузнецов. Концентрировать же усилия стоит на сферах, для которых существует не технология, а запросы миллиардов людей.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья