ENG
Аналитика

Российский рынок eTravel: покупатель выбирает online

По итогам 2016 года онлайн-рынок туристических услуг в России составил 740 млрд рублей, увеличившись в 10 раз за последние 6 лет, подсчитали в исследовательской компании Data Insight. Единственное, что сдерживает рост рынка, как и приход в него инвестиций, — по-прежнему низкое число в принципе путешествующих россиян. По данным Росстата, за 2016 год за границу выезжало 31,6 млн жителей России, что на 2,7 млн меньше чем годом ранее. Однако даже в таких условиях доля покупок туристических продуктов онлайн уверенно растет. В случае улучшения экономической ситуации отрасль и вовсе ждет взрывной рост, полагают в Data Insight.

© Николай Охитин / Фотобанк Лори

«В целом сочетание роста рынка и роста доли онлайна способно обеспечивать рост eTravel на уровне 40-60% в год», — говорится в исследовании Data Insight «Российский рынок путешествий. Статистика оффлайна и онлайна».

Самый значительный рывок рынка пришелся именно на прошлый год: по сравнению с 2015 годом онлайн-рынок туристических услуг увеличился сразу на 38% (на конец 2015 г. рынок оценивался в 540 млрд руб.). Предыдущий «рекорд» рынок установил в 2015 году, увеличившись с 415 млрд руб. сразу на 30%.

В структуре рынка более 50% объемов продаж приходится на авиабилеты, следующим по значимости стал сегмент железнодорожных билетов, продажи которых через онлайн-каналы составили 20%. На бронирование и покупку номеров в отелях через интернет приходится 16% рынка, еще 3% составили продажи туров.

В числе наиболее быстро растущих сегментов рынка по итогам 2016 года оказались продажи железнодорожных билетов.

За 2016 год доля электронных продаж билетов у РЖД и ФПК (оценивается сегмент дальнего сообщения) увеличилась на 38%, всего было реализовано 41 млн билетов. Объем онлайн-продаж составил 120 млрд рублей, показав рост на 53%. Всего по итогам 2016 года компаниями было продано билетов на сумму 203 млрд рублей.  Впервые с 2012 года увеличилось число перевезенных пассажиров в поездах дальнего следования, составив 101,4 млн пассажиров.

В сегменте продажи авиабилетов наиболее успешно чувствовали себя не онлайн-агентства, а сами авиакомпании. Так, по данным исследования, объем продаж Biletix составил по итогам 2016 года 19 млрд рублей, показав падение на 7%, Ozon Travel — 23 млрд рублей, показав падение на 8% по сравнению с 2015 годом. При этом группа «Аэрофлот» в 2016 году увеличила прямые продажи билетов на 41% (всего те составили 122 млрд рублей), авиакомпания S7 — на 65% (41 млрд рублей).

Авиаперевозчики быстрее расширяют онлайн-аудиторию, чем системы бронирования, отмечают в Data Insight. Кроме того, полагают в исследовательской компании, доверие именно к перевозчикам у покупателей выше, к тому же, ОТА не выдерживают конкуренцию по цене из-за агентского вознаграждения.

Несмотря на то, что продажи туров онлайн пока еще составляют небольшую долю рынка онлайн-тревел, в будущем этому сегменту прочат большой рост.

По данным исследования, в начале 2016 года наблюдалась рекордная доля внутрироссийских перевозок: последние составили 65% от общего объема пассажиропотока российских авиакомпаний. Однако затем тенденция пошла на спад.  По сравнению с 2015 годом на 33% выросло число пассажиров, путешествующих за границу (без учета сообщения со странами СНГ).

Сократился по итогам 2016 года и въездной туристический поток: падение составило 6% (суммарно по топ-50 странам дальнего зарубежья), в том числе на 4 квартал года пришлось падение в 16%.

При этом в России по-прежнему путешествует лишь незначительная часть населения. По данным совместного исследования PayPal и DataInsight «Рынок онлайн-коммерции и платежей в России: тренды, аналитика, перспективы» (февраль 2016 г.), проводившегося среди активных интернет-пользователей, за прошедшие 12 месяцев 36% участников опроса никуда не ездило, а еще 38% ездили только по России.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья