Российско-китайский научно-исследовательский центр цифровой экономики — междисциплинарный аналитический хаб на базе МГУ и Сянмэньского университета (КНР) — презентовал аналитический отчет «Цифровые валюты центрального банка: исследование опыта Китая в области разработки и запуска цифрового юаня».
Проект выделяется глубиной проработки и реализован международной командой экспертов двух стран — России и Китая. Цель совместного исследования — изучить опыт КНР в создании CBDC и исследовать влияние этого процесса на экономику страны и мира.
«Мы объединили усилия обеих сторон — российской и китайской, чтобы прийти к значимым научным результатам и по-настоящему ценным выводам. Это получилось во многом благодаря активному участию именно китайских экспертов — представителей науки, технологий, финансовых организаций и образования», — прокомментировал результаты исследования Мехри Алиев, исполнительный директор Российско-китайского научно-исследовательского центра ЦЭ (Российский филиал).
В отчете раскрыт исторический и текущий процесс развития цифрового юаня — весь путь Китая по этапам новой технологии, от полного неприятия сферы цифровых денег к выпуску собственной криптовалюты; описаны этапы и инструменты пилотирования CBDC и причины, по которым именно Китай стал лидером мирового крипторынка.
«Китай — мировой двигатель криптоиндустрии, однако его национальная цифровая платежная система не может масштабироваться на другие страны, эта модель слишком сложна и уникальна, — говорится в исследовании. — Но китайская экономика, будучи крупнейшей в мире, способна ускорить процессы разработки цифровой валюты в других странах и запустить “гонку” CBDC».
«Россия отстает от КНР в динамике развития проекта по CBDC на 2–3 года, но основы цифрового рубля, описываемые ЦБ РФ, в значительной мере сходны с основами криптоюаня, — продолжает Мехри Алиев, — сегодня РФ является одной из немногих стран с разработанной концепцией цифровой валюты, в значительной мере валидированной, и наработанные Китаем подходы в проектах CBDC и механики вовлечения населения и ритейлеров могут успешно применяться в России».