ENG
Перейти в Дзен
Технологии

Россия готовится управлять беспилотными автомобилями

Президент России Владимир Путин дал поручение Правительству РФ до 1 декабря подготовить дорожную карту создания российской сервисной информационно-телематической платформы и её внедрения в легковые автомобили в России. В будущем платформа станет использоваться для организации беспилотного автомобильного движения. Некоторые эксперты критикуют этот проект как ненужный и потенциально коррупционный.

Фото: kremlin.ru

Телематическая платформа для автомобилей

Информационно-­телематическая платформа для автомобилей — сервис, который позволяет управлять автомобилем дистанционно, посредством смартфона. Так, крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ работает над телематической платформой Lada Connect, которая может открывать и закрывать автомобиль, находить его местоположение на карте, дистанционно продиагностировать техническое состояние автомобиля и пр.  Подобные программы тестируются у всех ведущих автомобильных корпораций, они начали внедряться с середины нулевых.

Автомобиль с телематикой — это так называемый подключенный автомобиль, или Connected Car. По прогнозам PwC, объем мирового рынка подключенных автомобилей в ближайшие 5 лет в денежном выражении вырастет более чем в 3 раза и к 2021 году превысит 122 млрд евро. Больше всего будут расти системы обеспечения безопасности, автономного вождения и информационно-развлекательных услуг. На их долю в совокупности придется 83% в 2021 году. Ожидается, что к 2020 году подключенные автомобили будут выпускать почти все гиганты автопрома — Daimler, Volvo, Nissan, Audi, Tesla, Ford, Toyota, Mercedes-Benz и др. В России транспортная инфраструктура модернизируется к чемпионату мира по футболу, который состоится в 2018 году. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 гг.» и инициативы «Автонет» к 2018 году в автомобилях российского производства планируется внедрение систем помощи водителю (ADAS), а к 2035 году — достижение полной автономности транспортных средств.

Но этой телематикой хочет пользоваться и государство и создать информационную платформу данных о дорожной ситуации, транспорте из данных систем ЭРА-ГЛОНАСС (спутниковая навигация), «Платон», ГИБДД, МЧС, Минтранса и других источников информации. Эта платформа станет оценивать загруженность дорог, оптимизировать транспортные потоки, прогнозировать возникновение чрезвычайных и опасных ситуаций, следить за состоянием оборудования городской и транспортной инфраструктуры. Также платформа станет платежным сервисом — для оплаты парковки, сбора платы за проезд, транспортного налога, мультимодального проезда.

Создавать эту телематическую платформу для автомобилей будут некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (или НП ГЛОНАСС), автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), ведущие российские ИТ-компании. По данным «Известий», платформа может быть создана к концу 2020 года. Глава НП ГЛОНАСС Александр Гурко — один из руководителей проекта.

Беспилотники «Яндекса»

В перспективе такое программное обеспечение будет управлять и беспилотными автомобилями, прогнозируют в Минтрансе. Первые беспилотники начнут ездить по российским дорогам ближе к 2035 году. Компания «Яндекс» и КамАЗ уже начали испытания своих беспилотников.  Так, «Яндекс» для «КамАЗа» разрабатывает интеллектуальную систему помощи водителю. Программа осуществляет контроль за состоянием водителя, помогает выполнять экстренное торможение и пр. У «Яндекса» также есть собственный транспортный сервис «Яндекс.Такси», для которого разработаны высокоточные карты «Яндекс.Карты», и разработки для программного обеспечения.

Технология компьютерного зрения, которой пользуется «Яндекс», позволяет «считывать всю необходимую информацию о ситуации на дорогах». Эти данные смогут помочь выстраивать движение транспортного средства: контролировать траекторию, осуществлять разгон, торможение, удерживать машину в одной полосе на трассе и т.д. Технологии анализа BigData дадут возможность проводить диагностику неисправностей для проведения своевременного ремонта и предотвращать аварийные ситуации. «Яндекс» уже встраивает свое приложение «Навигатор» в бортовые компьютеры автомобилей, реализуемые на рынке РФ. Например, «навигатором» оснащаются компьютеры автомобилей Honda и Toyota Camry Exclusive. Кажется, что новая инициатива российского руководства по созданию информационно-телематической платформы для автомобилей уже реализуется «Яндексом» и «КамАзом». Но это не так.

Главный конструктор НП ГЛОНАСС Александр Разговоров рассказал «Инвест-Форсайту», что у программы, управляющей беспилотниками «Яндекса», и информационно-­телематической платформы, которая, возможно, будет создана (президент России пока просто поручил рассмотреть такую возможность), — разные функции и задачи, и они не дублируют друг друга.

«Компания «Яндекс» — наш партнер, — подчеркнул Разговоров. — Агрегация телематической информации из транспортных средств, оборудованных телематическим оборудованием, дает возможность формирования массива так называемых «больших данных». Изначально несвязанная телематическая информация как из государственных, так и из негосударственных информсистем, с ее последующим анализом, позволит достичь большого синергетического эффекта, представляющего значительный интерес и пользу для государства. Именно на достижение этой задачи направлена инициатива из Перечня поручений Президента РФ (пункт 1)».

Что говорят эксперты

Глава Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин сомневается, что беспилотники массово могут быть запущены в ближайшее время по российским дорогам — из-за их низкого качества. Поэтому все разговоры о беспилотниках и внедрении телематических систем пока выглядят фантастикой.

Основатель компании «Когнитивные технологии» Ольга Ускова написала на своей странице в фейсбуке, что создание сервисной информационно-телематической платформы —  еще один способ распилить деньги налогоплательщиков, т.к. задача мэппинга успешно решена «Яндексом». Кроме того, эксперт обращает внимание на то, что новым проектом будет руководить Александр Гурко из НП ГЛОНАСС.

Стоит напомнить, что реализация ГЛОНАСС — российской спутниковой системы навигации и системы слежения за транспортом — сопровождалась рядом неудач и скандалов. Несколько космических аппаратов ГЛОНАСС-М не были доставлены на орбиту из-за ошибок персонала. При этом расходы на ГЛОНАСС очень высоки: с 2012 до 2020 гг. на развитие ГЛОНАСC из бюджета РФ выделено 320 млрд руб. При разработке и реализации системы ГЛОНАСС было похищено примерно 6,5 млрд руб. В 2012 году в отношении ряда руководителей ОАО «Российские космические системы» (РКС — разработчик ГЛОНАСС) возбуждено дело по статье о злоупотреблениях служебными полномочиями.

Автор: Наталья Кузнецова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья