ENG
Регионы / Рейтинги

Россияне вынуждены покупать некачественные продукты

Россияне все чаще становятся жертвой незнания прав потребителей. В 30 регионах стран уровень защищенности покупателей находится на критически низком уровне. Об этом свидетельствуют данные рейтинга субъектов РФ по уровню защищенности потребителей, подготовленного «Объединением потребителей России».

Виталий Белоусов / РИА Новости

Бесправные покупки

Крайне низкий уровень защиты потребительских прав в Магаданской области, на Чукотке, в Ненецком автономном округе, в Хабаровском крае, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Калмыкии и Ингушетии. Это означает, что в этих регионах покупателям сложнее всего отстоять свои права: они вынуждены приобретать некачественные товары или вовсе становиться жертвами мошенничества. Средний уровень защищенности у потребителей Волгоградской области, Ставропольского края, Ивановской области, Республики Марий Эл, Архангельской области, Бурятии и других регионов. Замыкает список регионов со средним уровнем защищенности Московская область и Москва, где, несмотря на обилие торговых сетей, покупателям не всегда удается отстоять свои права. Регионами-лидерами стали Татарстан, Башкортостан, Ростовская область, Санкт-Петербург, Белгородская область, Ленинградская область, Саратовская, Иркутская область, Республика Чувашия.

Одним из главных критериев рейтинга стала доступность информации для потребителей о своих правах. Например, эксперты изучили, насколько трудно найти на региональных ресурсах образцы претензий и исковых заявлений от покупателей, работают ли специальные консультационные центры по защите прав потребителей. Также анализировалось, есть ли в субъекте бренды региональных товаров, проводятся ли в регионах конкурсы лучшей продукции.

«Это уже пятый рейтинг за последние 10 лет, ­­- отметил на круглом столе в Совете Федерации, где был презентован рейтинг, председатель общероссийского движения “Объединение потребителей России” Алексей Корягин. — ­Методика подготовки рейтинга за всю его историю неоднократно менялась. При составлении редакции за 2018 год мы оценивали регионы по 9 критериям и 49 параметрам. Мы проводили анкетирование госвласти, изучали ежегодные доклады Роспотребнадзора».

Потребительское неравенство

Главным выводом исследования, по мнению Алексея Корягина, стало то, что в России явно наблюдается тенденция к снижению уровня защиты потребителей.

«Во многих регионах системы защиты прав потребителей либо не созданы, либо просто не работают. Для изменения ситуации пора создавать во многих регионах институт уполномоченного по правам потребителей», — заметил глава «Объединения потребителей России».

Другая проблема кроется в том, что во многих субъектах работа региональных и местных властей по защите прав потребителей раскоординирована. Авторы исследования утверждают, что программы по защите прав потребителей в подавляющем большинстве регионов не финансируются и носят формальный характер.

Интересно, что наилучшую динамику показали регионы, занимавшие в прошлом крайне низкие позиции по уровню защищенности потребителей. Псковская область переместилась с 79 места сразу на 42-е, Дагестан — с 76 места на 39-е, Челябинская область — с 71-го на 29 место, а Пермский край — с 69 места на 34-е. Это позволило всем этим регионам перейти из красной зоны в зону со средним уровнем защищенности потребителей. А вот значительно свои позиции в рейтинге ухудшили Курская область, опустившаяся с 13-го на 62 место, Липецкая область, Новгородская область. Причины такого падения авторы рейтинга не называют. Зато резкое снижение рейтинга Московской области и Москвы глава «Объединения потребителей России» Алексей Корягин объясняет тем, что в этих регионах не было создано местных рычагов поддержки потребителей. Потребителей в Москве защищает лишь Роспотребнадзор, который в одиночку не может справляться с этой задачей.

В будущем авторы исследования обещают продолжить мониторинг защиты прав потребителей.

Автор: Александр Столяров

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья