ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью, Финансы

Росстат зафиксировал рост индекса потребительской уверенности

Индекс потребительской уверенности населения в январе — марте 2024 года вырос на 6 процентных пунктов к октябрю — декабрю 2023 года и составил 7%. О причинах такой динамики «Инвест-Форсайту» рассказал главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.

Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН. Владимир Трефилов / РИА Новости

— Росстат зафиксировал рост индекса потребительской уверенности. Насколько можно доверять отмеченной позитивной динамике? 

— Индекс потребительской уверенности получают на основании результатов опросов, в которых фиксируют склонность к крупным покупкам, ожидания расширения бизнеса и так далее, и тому подобное. Опрашиваются и физические лица, и бизнес, замеряется их потребительская уверенность, их настроения на этот счет. При этом у индекса есть определенная сезонность. То есть в начале года настроение всегда лучше.

— Чисто с психологической точки зрения? 

— Да, с психологической. Наступает новый год, и совершенно понятно, что ожидания у большинства опрашиваемых более позитивные, чем в конце года.

Кстати, по отраслям у индекса тоже наблюдается определенная сезонность с точки зрения настроений.

В итоге — преувеличивать значение индекса точно не стоит, потому что его результат — это результат опроса мнений. Как считаете? Как будет? Какое настроение? Что будет в пределах ближайшего месяца, двух-трех, в более отдаленной перспективе. Респонденты все-таки большей частью склонны надеяться на лучшее, так что, по моему мнению, значение этого индекса, индекса потребительской уверенности, всегда более оптимистично, чем есть на самом деле.

— То есть он в чем-то бесполезный? 

— Да нет, конечно, не бесполезный. Настроения учитывать и знать очень важно. Более того, индекс все-таки отражает состояние экономической активности общества, бизнеса. Но к его результатам надо относиться достаточно спокойно и внимательно.

— Если уверенность потребителей растет, то они готовы больше тратить? Как еще значение индекса транспонируется в реальную экономику?

— Если сильная потребительская уверенность, то все это приводит к росту потребительской активности, если только не происходит какого-то экономического форс-мажора. А потребительский спрос — один из важнейших факторов роста экономики.

— При этом Центральный банк периодически напоминает о том, что рост потребительской активности провоцирует инфляционные риски…

— Да, это так, и Центробанк здесь прав. Но на этом основании говорить только о том, что рост потребительской активности — это плохо, было бы неправильно. Это проинфляционный фактор, рост потребительской активности, это безусловно. При этом повышение спроса не в единственном числе влияет на цены, цены в рыночной экономике складываются под влиянием многих других факторов. При этом предполагается, что на инфляцию ведь можно воздействовать и с помощью предложения, увеличивая его. Плюс к тому курс национальной валюты по отношению к мировым валютам тоже влияет на инфляцию. Так что это совсем не значит, что если потребительские настроения хорошие, уверенность в завтрашнем дне находится на хорошем уровне, значит обязательно это приведет к заметному росту инфляции, это совсем не обязательно будет так.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья