ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Рынок готового бизнеса: итоги и перспективы

Александр Мельников

Александр Мельников

Бизнес-брокер

В 2020 году на рынке готового бизнеса, как и везде, произошли серьезные потрясения. Количество желающих купить готовый бизнес сильно сократилось: существенное падение наблюдается практически во всех направлениях. Значительно меньше стало покупателей, которые раньше являлись наемными сотрудниками и теперь хотят купить готовый бизнес — такие клиенты сейчас предпочитают вкладывать деньги в недвижимость и не торопятся становиться предпринимателями.

При этом рынок наводнили офлайн-бизнесы, владельцы которых смогли пережить первую волну локдауна. Количество салонов красоты, выставленных на продажу, увеличилось на 72,5%, магазинов одежды — на 21%, стоматологий — на 13%. Какие-то из бизнесов, например рестораны и фитнес-клубы, продаются с апреля месяца, и спроса на них почти нет.

Другая актуальная проблема: из-за падения продаж некоторые бизнесы в сфере услуг столкнулись с оттоком рабочего персонала, фактически также прекратили существование и теперь пытаются покрыть долги путем продажи локации.

Несмотря на то, что на рынке сейчас царит пессимизм и рынок продолжает сокращаться, есть и тренды, активно набирающие обороты. Один из них — переход из офлайн-бизнеса на маркетплейсы. Многие владельцы офлайн-магазинов начали стремительно продавать свои бизнесы, а вырученные средства инвестировать в товар для маркетплейсах. Поэтому сейчас активно формируется новый формат готового бизнеса — поставщик маркетплейсов; количество заявок на покупку аккаунтов на Wildberries или Ozon выросло на 310%, покупатели готовы заплатить сумму, равную 2–3 годам чистой прибыли аккаунта.

Согласно исследованиям, россияне стали чаще покупать в интернете, поэтому количество запросов на поиск инвестиций для увеличения оборотного капитала на маркетплейсах увеличилось в 3–3,5 раза. При этом желание частных инвесторов вкладываться в такое продолжает расти, невзирая на новости о сокращениях в Wildberries и новости о том, что в 2020 году продажи одежды, обуви и аксессуаров в России могут сократиться на 30% год к году — до 1,75 триллиона рублей.

Другим растущим трендом является запрос инвесторов на инвестиции или покупку готового бизнеса в эконом-сегменте, особенно популярны франшизы: ремонт электроники, эконом-парикмахерские, ремонт обуви, столовые. Связано это в первую очередь со снижением доходов населения и переходом клиентов из среднего сегмента в эконом.

В дальнейшем рынок готового бизнеса ждет сокращение — и тренд на переход на маркетплейсы сохранится. Несмотря на все усилия, которые предпринимаются для снижения ущерба от пандемии, рынок начнет свое восстановление не ранее конца следующего года.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья