ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Рынок миграционных услуг открыл новые возможности

Светлана Винокурова

Светлана Винокурова

Генеральный директор группы компаний «Аксиома»

Пандемия COVID-19, спровоцировав закрытие государственных границ, свела практически к нулю мобильность рабочей силы и вынудила большинство российских компаний, задействованных в обеспечении миграционных процессов, взять паузу на неопределенный срок. Стремительное сокращение рынка в 3–5 раз стало весомым аргументом в пользу смены рода деятельности. Однако для крупных операторов, предоставляющих иностранным гражданам административные, информационные и юридические услуги, кризис, напротив, открыл новые возможности.

Вектор миграционной политики
Тенденции в строительном бизнесе
Положение в регионах
Перспективы рынка

Павел Лисицын / РИА Новости
Павел Лисицын / РИА Новости

Вектор миграционной политики

Первое впечатление от локдауна создало иллюзию тотального «разрушения» рынка, тогда как он лишь впал во временную неопределенность. На это указывал ряд факторов, которые стали залогом относительно оптимистичных ожиданий.

Внимание обращали оценки экспертного сообщества. Изучение публикаций ведущих российских университетов, а также повестки онлайн-конференций с участием как ученых, так и правительственных чиновников, состоявшихся весной 2020 г., показало, что тяжелое испытание лишь акцентировало внимание на давно известных проблемах. Недостаточно развитые механизмы легальной миграции, отсутствие полной сопоставимой статистики, нарушения трудовых прав иностранных рабочих — все эти явления на протяжении многих лет находятся в центре дискуссии, и государственная политика неизменно нацелена на борьбу с ними. Сохранение данного вектора при «низком градусе» радикальных заявлений и предложений дало основание полагать, что со стороны власти непредсказуемых действий не последует.

Сегодня по итогам законодательной практики 2020 г. можно заключить, что правительство РФ продолжает следовать курсу, который сочетает усиление контроля над внешней миграцией с устранением бюрократических барьеров и повышением привлекательности страны на мировом рынке трудовых ресурсов.

Контент-анализ принятых за текущий год изменений в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» демонстрирует стремление облегчить для них порядок въезда и трудоустройства: в формулировках 3 законопроектов из 7 говорится об «упрощении» различных процедур и еще в 1 — об «исключении ограничений». В первую очередь это преференции для специалистов высокой квалификации и студентов.

Наконец, за время локдауна российские власти твердо заявляли о недопустимости кардинальных сдвигов в сроках выполнения программы национальных проектов на 2019–2024 гг. Строительные концепции регулярно расширялись за счет колоссальных инфраструктурных и транспортных комплексов самого разного назначения.

Все это говорило о том, что пандемия не изменит коренную установку российской экономики на привлечение иностранных рабочих. Стало понятно, что бизнес оперативно адаптируется к новым реалиям, и частью этого процесса станут новые формы трудовой миграции. Восстановление востребованности миграционных услуг при сокращении конкуренции должно было вернуть на рынок оставшиеся компании.

Тенденции в строительном бизнесе

Масштабы вызванного пандемией оттока рабочих в сфере строительства оказались неприемлемы. При поддержке государства отдельные компании начали использовать возможность организованного привлечения трудовых мигрантов, которые продолжали «точечно» прибывать в регионы на стратегически важные объекты. Это сохранило спрос на миграционные услуги, в первую очередь — на территории Дальневосточного и Западно-Сибирского экономических районов.

Работодатели обязывались обеспечить комплекс мер, включая организованный трансфер приезжих на вахты, их медицинский осмотр и содержание с ограничением лишних контактов. Кроме того, требовалось оперативное проведение законодательно установленного для иностранных рабочих экзамена на знание русского языка, истории России и законодательства РФ. Данная процедура как часть программы социально-культурной интеграции мигрантов необходима для подтверждения общеобразовательного уровня и оформления легального статуса на территории нашей страны.

На этом этапе заключались договоры с компаниями-операторами, которые выступали в качестве официального посредника между работодателями, иностранными гражданами и головными российскими вузами, уполномоченными проводить комплексный экзамен и выдавать соответствующие сертификаты.

Внедрение подобной модели дало положительный эффект. Отчасти это отражено в результатах мониторинга, произведенного российскими научными центрами, которые отмечают поступательное укрепление деловой уверенности и улучшение индекса бизнес-потенциала российских предприятий с июля 2020 г., особенно в строительстве, менее пострадавшем по сравнению с другими сферами.

Положение в регионах

Снятие режима самоизоляции дало импульс к возобновлению деятельности локальных центров тестирования (ЛЦТ) на базе в том числе необразовательных организаций в различных субъектах РФ. Хотя общее их число сократилось за период пандемии примерно на треть, многие продолжили оказывать услуги по проведению комплексного экзамена. Как отражение правительственных решений в области внешней миграции с июня по август росло число обращений в связи с получением российского гражданства. С конца второго квартала 2020 г. увеличивается количество запросов на оформление пакета документов, требуемого для выдачи патента на работу. Исходя из активности ЛЦТ, основные центры притяжения мигрантов остались прежними. Первое место занимает Центральный экономический район (Москва). На втором месте располагается Западно-Сибирский экономический район (Тюмень-Новосибирск-Томск). Далее следуют Дальневосточный экономический район (Хабаровск-Владивосток), Уральский (Челябинск), Восточно-Сибирский (Красноярск) и Поволжский (Казань).

Перспективы рынка

События 2020 г. изменили устройство рынка миграционных услуг, однако разрушить глобальную мобильность населения пандемии не удастся — мы видим, что большинство людей не готово жертвовать экономикой ради простого выживания. С возвращением к норме привычные каналы передвижения иностранной рабочей силы, а также образовательной миграции восстановятся, однако регулировать их государство будет уже совершенно иначе. В 2021 г. компаниям, которые работают в сегменте миграционных услуг, предстоит вновь перестраивать свою стратегию, однако можно твердо заключить, что их опыт и компетенции останутся востребованы в ином качестве.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья