ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Рынок мототехники: тренды и вызовы

Дмитрий Смоляков

Дмитрий Смоляков

Руководитель дистрибуции KTM АВТОDOM

Рост цен на автомобили заставил многих автомобилистов обратить внимание на мотоциклы. Впрочем, продажи мотоциклов в России демонстрируют уверенный рост последние несколько лет, а пандемия лишь усилила эту тенденцию. Как россияне выбирают мототехнику и на какие актуальные тенденции в отрасли стоит обратить внимание?

Подводя итоги мотосезона-2021 

Сегодня большинство соотечественников приобретает мотоцикл как второе или третье средство передвижения в семье, рассматривая его как альтернативу автомобилю. Людям хочется меньше времени тратить на дорогу, уделяя больше внимания общению, работе и хобби, в то время как загруженность дорог в мегаполисах неуклонно растет — в первую очередь из-за постоянно увеличивающегося количества автомобилей.

Так, Москва в 2020 году возглавила рейтинг городов с самыми загруженными дорогами, по данным международного сервиса TomTom. В первую десятку также вошел Новосибирск. Это связано с увеличением количества автомобилей в этих городах. По данным аналитического агентства «Автостат», в Москве на 1 января 2021 года было зарегистрировано более 3,819 млн легковых авто. Проблему пробок могло бы решить увеличение доли общественного транспорта в экосистеме города, однако в период пандемии многие люди не желали им пользоваться из-за риска заразиться COVID-19. Отдельную проблему представляет и соблюдение границ личного пространства в автобусах или метро. Поэтому мотоцикл стал для некоторых россиян достойной заменой автомобилю.

В пятерку самых продаваемых в стране мотоциклов по итогам 2020 года вошли немецкие, российские, американские, индийские бренды с самой разной ценовой политикой. Это говорит о том, что спрос на мотоциклы в России увеличивается вне зависимости от их стоимости. Россияне в целом пересмотрели отношение к мототехнике в лучшую сторону.

Важным фактором в пользу приобретения мотоцикла как альтернативы автомобилю стало и относительно стабильное ценообразование. Так, у нас в компании стоимость нового мотоцикла в 2021 году увеличилась всего на 4% и составила 1,36 млн руб. против 1,3 млн руб. годом ранее. Вместе с тем цены на новые автомобили в 2021 году в среднем по рынку увеличились на 15–25% в зависимости от бренда и модели; по ряду брендов тенденция к поэтапному росту цен сохранится как минимум до середины 2022 года.

Традиционно главным возражением и барьером перед покупкой мотоцикла была высокая опасность его эксплуатации на российских дорогах. Сейчас этот вопрос постепенно сходит на нет. По статистике Департамента транспорта города Москвы, за последние 10 лет число ДТП с участием мотоциклистов сократилось в 2,2 раза, в то время как количество зарегистрированных в столице мотоциклов наоборот увеличилось — также в 2 раза, — и сегодня этот показатель превышает 101 тыс. единиц.

Сокращение числа ДТП с участием мотоциклов становятся важным индикатором безопасности российских дорог. Ведь именно пилоты мотоциклов остаются одними из самых малозащищенных участников движения. Снизить количество транспортных происшествий с их участием удалось во многом благодаря повышению культуры вождения и изменению отношения к мотоциклистам со стороны автолюбителей. Кроме того, сами владельцы мотоциклов стали водить аккуратнее — этому способствует усложнение процедуры сдачи экзамена на права, а также увеличение количества камер контроля скорости на дорогах.

Значимую роль в предотвращении ДТП сыграли современные технические решения, которыми оснащаются новые мотоциклы. На моделях дорожной линейки устанавливаются умные ассистенты водителя, системы курсовой устойчивости, позволяющие избежать падения с мотоцикла при резком торможении и улучшающие его управляемость при прохождении поворотов, системы трэкшен-контроля, обеспечивающие лучший контакт с любым дорожным покрытием. Еще 7 лет назад сложно было представить, что мотоциклы станут оснащаться подобными решениями. Сегодня наличие этих опций — ответ на объективные требования времени. Именно они помогли сделать дороги безопаснее, а процесс вождения более легким и комфортным.

Тренды и вызовы моторынка в 2022 году

За каждым подъемом наступает коррекция, однако у российского моторынка остается значительный потенциал для развития. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в России в 2020 году было продано 16,4 тыс. новых мотоциклов. В Германии, по данным международной аналитической платформы Statista, данный показатель составил 200 тыс. экземпляров за 2020 год, в Испании, чье население в три раза меньше, чем в России, количество новых мотоциклов достигло 156 тыс. единиц. Таким образом, отечественный рынок обладает значительным запасом для развития.

Примечательно, что рост мотосегмента характерен не только для России, но и для европейских стран. В первом полугодии 2021 года продажи мотоциклов увеличились в среднем на 24,2%, достигнув 913 тыс. экземпляров. Дальнейший рост продаж мотоциклов в России будет обеспечен за счет экспансии мировых мотобрендов в регионы: открытие дилерских центров в южной части страны, где мотосезон длится практически круглый год. Наиболее интересными для освоения представляются Сочи и Краснодарский край.

Еще одним важным драйвером роста мотосегмента в 2022 году станет развитие мотоциклетного туризма внутри России. Российские мотоциклисты в условиях закрытых границ заново открыли для себя свою страну, наслаждаясь уникальной природой, заповедниками и малоизученными местами. Владельцы мотоциклов делали все то же самое, повторяя популярные туристические маршруты, но уже на мотоциклах: Карелия, Северный Кавказ, Алтайский край — все эти регионы уже сегодня привлекают людей, путешествующих на мотоцикле. Для многих за время пандемии мототуризм стал доброй традицией. В этой связи особенно важно расширение дилерской сети в регионы, чтобы сделать сервисное обслуживание максимально доступным для граждан.

Развитие мототуризма повлечет за собой увеличение спроса на модели мотоциклов, которые позволяют передвигаться по пересеченной местности и вместе с тем комфортно ехать по шоссе, не уставая в течение длительного времени. Например, мы в 2022 году сделаем особый упор на увеличение продаж дорожной линейки мотоциклов в России. Мы прогнозируем рост продаж мотардов, мотоциклов эндуро, Adventure Touring — всех тех категорий, которые помогают водителю чувствовать себя уверенно на любой дороге и в разных погодных условиях, при этом отличаясь надежностью и неприхотливостью в эксплуатации.

Долгосрочным трендом, который только приходит на российский рынок, станет развитие электробайков. Пока, как и в случае с электромобилями, оно тормозится слабой развитостью инфраструктуры. В перспективе проблему удастся решить, как только будет упрощен процесс создания зарядных станций при строительстве жилых комплексов, парковочных зон и других объектов городской транспортной экосистемы. Их число в городах с каждым годом, как и количество электротранспорта, будет только расти.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья