ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Технологии

Рынок «умных домов» в России: космические перспективы

Тимур Каландаров – генеральный директор компании iHouseLab

Звездный корабль, который общается с пассажирами и предугадывает любые желания, – стандартный образ фантастики двадцатого века. В двадцать первом мы хоть и не летаем к звездам, но технологии «умного дома» могут сделать жизнь похожей на межзвездный полет. Представьте: на пороге вас приветствует приятный голос, шторы на окнах раздвигаются, включается свет, готовится кофе. Ваше жилище само заботится о температуре и влажности, охране, экономит энергию. Сейчас такие технологии в России – удовольствие, которое могут себе позволить владельцы квартир бизнес-класса. Но уже в ближайшие годы «умным» может стать абсолютно любое жилье.

По правилам рынка

Еще несколько лет назад инвесторы, девелоперы и застройщики и не задумывались о том, чтобы строить квартиры, в которых можно использовать «умные» технологии. Даже квартиры с дизайнерской отделкой были редкостью. Это значительно увеличивало стоимость проекта, и в этом не было большой необходимости – на любое жилье находился покупатель, а огромные доходы не способствовали поиску новых маркетинговых решений.

Однако те времена ушли в прошлое. Кризис сильно ударил по рынку недвижимости, но вместе с тем в продажу продолжают поступать проекты, которые были начаты в лучшие времена. Сегодня предложение на столичном рынке жилья превышает спрос примерно в 2,5 раза, и, по оценкам аналитиков, в 2018 году этот показатель увеличится. Продавать квартиры «в бетоне» становится все сложнее, поэтому в конкурентной борьбе застройщики вынуждены искать новые решения. Например, делать ставку на качество жилья.

Технологии для жизни

Как результат, сейчас мы видим новые квартиры не только с отделкой или решением WhiteBox, но даже с отдельными опциями «умного дома». Стоит отметить, что, по данным Discovery Research Group, 47% покупателей жилья в России интересуются этими технологиями, а 32% согласны за них доплачивать. Мы заметили, как за два-три года выросла востребованность подключения высокотехнологичных опций среди наших клиентов: если раньше только 20-30% процентов из них приобретали систему «умный дом», теперь доля выросла до 80-100%.

Отмечу, что здесь я говорю не о «коробочных» решениях, которые в большом количестве выходят на рынок и которые может купить даже студент: такие решения нельзя назвать «умными» – это просто гаджеты. По-настоящему интеллектуальные системы управления домом позволяют отключать неиспользуемые электроприборы, регулировать и переводить в экономный режим отопление или кондиционирование, когда хозяев нет дома, а если они возвращаются, то незадолго до этого устанавливать нужную температуру, нагревать пол и т.д. Технологии работают не только на комфорт, но и помогают экономить. Вот только один пример: установка датчиков движения в местах общего пользования позволила московской гостинице «Космос» ежегодно экономить на оплате электроэнергии более миллиона евро. В среднем для площади не менее 100 кв. метров «умные» технологии снижают потребление энергоресурсов на 20-30%.

Кто и как покупает

Если говорить о портрете типичного покупателя таких технологий в нашей компании, то это люди в возрасте 30-45 лет, преимущественно мужчины в браке и с детьми, чей доход выше среднего. Они активно пользуются смартфоном, но не программисты и не разбираются в технических тонкостях. Их главная мотивация – сделать свое жилище максимально комфортным и безопасным, и они знают, что современные технологии могут здесь помочь.

Одновременно с популярностью растет доступность технологий. Например, в проекте нашей компании десять лет назад стоимость установки «умных» систем на площади 160 кв. метров превысила 150 тыс. долларов. Сейчас цена внедрения более продвинутых технологий в аналогичную квартиру – в три раза ниже.

Согласно исследованиям Forrester, по итогам 2018 года в России доля квартир с «умными» технологиями составит 1,7%, а к 2022 году дойдет до отметки 8,5%. Рынок растет ежегодно (в 2013 году его объем оценивался в 3,7 млрд рублей, а в 2017 – около 8 млрд рублей). Если сравнить это с мировым показателем (86 млрд долларов), становится понятно, что потенциал технологий в нашей стране огромный. Главный вопрос – кто будет его реализовывать.

В чем проблема и что делать

Для девелоперов остро стоит вопрос надежности подрядчика. На рынке очень мало крупных компаний, которым можно поручить оснащение жилого комплекса. Обычно это маленькие фирмы со штатом 5-10 человек, включая монтажников. Доверяя таким компаниям обеспечить «умными» технологиями жилой комплекс площадью в 50 тыс. квадратных метров, застройщик рискует не только своими деньгами, но и репутацией.

Кроме того, сейчас не совсем понятно, кто должен быть инициатором внедрения «умных технологий». Застройщики сами не занимаются подобными проектами и не зарабатывают на них – пока это лишь способ выделиться среди конкурентов, маркетинговый ход, а не реальная забота о будущих покупателях. Управляющие компании также не заинтересованы в экономии ресурсов – за них платят жители.

Получается, самый верный (и едва ли не единственный) способ прийти к тому, чтобы новые дома строились с использованием инновационных технологий – закрепить это обязательство застройщиков на законодательном уровне, прописать все стандарты. К слову, подобное уже работает в Англии. Именно там мне довелось увидеть проект с новейшими инженерными технологиями – например когда дом вырабатывает больше энергии, чем потребляет. Сейчас для нас это кажется невероятным. Но я надеюсь, что благодаря активному государственному участию такие проекты станут реальностью и в нашей стране. Уже сейчас мы видим, как меняются стандарты в строительстве жилья: в регионах появляются энергоэффективные здания, в Новой Москве дома строят с учетом использования «умных» технологий, а в Екатеринбургской области проектируют первый smart-город с технологиями на возобновляемых источниках, где инновации будут использоваться даже при планировке пространства.

Очевидно, мы стоим на пороге перемен, когда «умные» технологии станут атрибутом нашей повседневной жизни – хотя бы в пределах собственной квартиры.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»