ENG
Инвестклимат, Мнение

Рынок упаковки в кризис: курс на безопасность

Анатолий Ширлин

Анатолий Ширлин

Руководитель представительства SN Maschinenbau в России

Коронавирус ввел в наше обращение понятие личной продуктовой безопасности. В марте 2020 года мы увидели значительный рост спроса на продукцию в упаковке длительного хранения и интерес к продуктам, прошедшим тепловую обработку: консервы, крупы, сухие, скомпонованные смеси, каши и супы быстрого приготовления. Этот рост влияет на производство. Например, в марте Росстат зафиксировал рост производства мясных консервов: на 27,2% в сравнении с мартом прошлого года и на 45,4% ― в сравнении с февралем 2020-го. Всего в первом квартале 2020 года было произведено 154 млн условных банок таких консервов ― на 11,1% больше, чем в прошлом году.

Как изменятся предпочтения покупателей

Согласно недавнему прогнозу Nielsen, изучившему настроения, ожидания и новые привычки потребителей в России, после пандемии нас ждут изменения. Например, потребность в безопасности сохранится у покупателей и после победы над вирусом. Продолжится рост домашнего потребления, рост интереса к магазинам «у дома», рост значимости качества товаров: соотношение «качество-цена» приобретает новый смысл ― цена очень важна, но потребитель станет еще более требовательным.

После отмены режима самоизоляции поведение покупателей не будет прежним. Люди стали реже ходить в супермаркет и выработали привычку покупать «впрок». Поэтому спрос на продукты длительного хранения продолжит расти, а одновременно с этим будут расти требования потребителя к их вкусу, внешнему виду и стоимости. Чтобы удовлетворить спрос, производителям товаров длительного хранения придется все время работать над качеством своего продукта в упаковке.

Например, наши клиенты ― «Проксима», «Подравка», «Увелка» ― уже сейчас совершенствуют компоненты, заменяя их на отборные. Покупатель становится более внимательным к продуктам в упаковке. Если речь идет о крупах или замороженных смесях, он хочет видеть структурную смесь, где можно четко разобрать компоненты продукта. Если речь идет о готовых супах, покупатель ждет стабильно ровного вкуса продукта, который будет близок к ожиданиям, если сравнивать, например, домашний борщ и борщ из банки или пакета. Таким образом, рынок еще больше сдвинулся в сторону качественных блюд с дорогими компонентами в безопасной и практичной упаковке.

Под безопасностью понимается отсутствие риска вскрытия упаковки ― герметичность, а также удобство и гигиеничность использования, забота о покупателе. Если блюдо готовое, преимущество ― отсутствие необходимости вскрывать упаковку для того, чтобы разогреть блюдо, а в некоторых случаях ― возможность есть прямо из нее. Например, как в пакетиках дой-пак с крышечкой, которые часто применяют для упаковки детского питания.

Тенденции на рынке упаковочного оборудования

Основные направления развития отрасли сформировались задолго до коронакризиса. В условиях пандемии и после нее тенденции только активизируются: производители заинтересованы в оптимизации бизнес-процессов и сокращении расходов.

1. Повышение производительности и снижение издержек при изготовлении продуктов

Производители понимают, что необходимо кардинальное снижение издержек производства. Многие предприятия имеют издержки по потерям упаковочных материалов, перевеса или недовеса продукции и простоям оборудования до 35% от паспортного объема выпуска готового продукта. Это может составлять от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей в месяц, в зависимости от производительности.

Наш клиент провел расчет только по двум своим упаковочным машинам ― польского и китайского производства, которые должны были производить 50 пакетов в минуту каждая. Он оценивал эффективность работы машины в течение 1 недели по следующей формуле: «полная 8-часовая смена, включая все остановки на перерыв», «ремонт, обслуживание и перестройку» (50 пакетов в минуту (заявленные по паспорту) * 60 мин * 8 часов (50*60*8 = 24 000 пакетов) / на полученное количество готовых пакетов за 8 часов (было 7200 пакетов) *100% ). В результате средняя минутная производительность составила 15 пакетов в минуту, а это 30% эффективности работы машины. Потери происходили из-за частых остановок машин 5,6 часа (поломки, обслуживание, замена материала, остановка по ошибке).

Затем он посчитал брак упаковки, учитывая не только смену формата, но и потери по непропайке, а также несоответствие качества и вида шва заданному и перевес по дозированию. В результате средний брак в день составил 12% по материалам и 24% ― по перевесу.

В итоге стоимость затрат на работу его машины в неделю была следующей. Недопроизводство: 65% (от ожидаемой эффективности 95%) ― 840 000 рублей. Потери по материалу (4 рубля ― затраты на пакет с зип-замком) ― 17 000 рублей (при производительности «15 пакетов в минуту»). Потери по продукту: (смесь специй) ― 345 000 рублей. Итого: потери за неделю составили 1 миллион 200 тысяч рублей. В год эти потери составят 57 миллионов рублей, что соответствует 721 000 евро.

Бережливые производители будут искать новые решения для того, чтобы снизить издержки и поднять эффективность работы машин.

2. Максимальная гибкость и короткие сроки переоснащения

Производителю будет важна возможность легко менять размер, объем тары и фасуемого продукта внутри. Это позволит легко перестраиваться под запросы рынка.

3. Еще большая автоматизация и цифровизация производства

Тенденция усилится после коронавируса. Если раньше все предполагали, что ручной труд — это дешево и просто, сегодня большое скопление народа означает возможные проблемы с санитарией и зависимость от эффективности ручного труда и количества рук.

Россия движется в сторону автоматизации уже 6 лет. Сегодняшняя ситуация с карантином еще больше утвердила владельцев пищевого бизнеса в том, что автоматический упаковочный процесс ― от пакетика до паллетирования ― приносит доходы именно за счет кардинального уменьшения штата сотрудников. Наши клиенты в Германии и Франции уже давно запустили процесс автоматизации производств.

Поэтому в период пандемии было видно, что предприятия с минимальным штатом и максимальной автоматизацией не снизили своих объемов производства и даже смогли без потери эффективности сократить время пребывания сотрудников на работе за счет цифровых технологий контроля и управления работой процесса. Эти же компании смогли сразу поднять объем производства благодаря уже заложенной дополнительной мощности автоматических линий ― за счет увеличения числа смен и производительности.

Предприятия, которые использовали много ручного труда, ― и в России, и за рубежом, ― получили «замкнутый» круг. С увеличением производительности требовалось больше персонала, а это в свою очередь создавало санитарно-эпидемиологические проблемы. Соответственно, производительность росла на 20%, а объем рабочей силы ― на 60–70%. Это сильно видно на примере Китая. Те предприятия, где было много человеческих рук, «выпали» из бизнеса на два месяца, в то время как производства мировых гигантов продолжали работать на максимальной мощности.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья