ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Самое время: почему сейчас благоприятный период для открытия гостиниц и что делать, если границы откроют?

Алексей Пряслов

Алексей Пряслов

Основатель и управляющий директор компании PFM, специалист по консалтингу и инвестициям в гостиничном бизнесе, член ассоциации IBCS

В течение последних трех лет российская индустрия гостеприимства не раз выходила из зоны комфорта, и это неизбежно привело к трансформации. Международные поездки по ряду направлений просели, однако в связи с вынужденными ограничениями начал активно развиваться внутренний туризм. Надолго ли задержится тренд и как бизнесу адаптироваться под него с максимальной выгодой?

Перемены — к лучшему

Начиная с 2020 года российские туристы все чаще выбирают отдых внутри страны. Спрос рождает предложение — рынок начал расти. К примеру, по данным АТОР, в 2022-м количество операторов, организующих туры по России, увеличилось на 7%.

Уход международных гостиничных операторов и некоторых сервисов тоже не привел к катастрофе. Напротив, открыл окно возможностей как для отелей — прямые продажи с сайта отеля значительно возросли и перешагнули отметку 50%, так и для специалистов.

В 2023-м участники настроены на дальнейшее расширение. В пользу него говорит и ожидаемое возобновление турпотока из Китая — до пандемии путешественники из КНР стабильно занимали первые места и по посещаемости, и по тратам. Здесь ожидается позитивный эффект отложенного спроса.

На фоне тренда роста спроса в РФ наблюдается активный рост числа новых отелей — часть объектов строится, другие находятся на стадии проектирования. Стимулирует процесс и государство — запущена привлекательная для инвесторов программа льготного кредитования, обнулен НДС на выручку от номерного фонда.

Развитие отрасли катализирует дальнейший спрос — как со стороны отечественных, так и иностранных туристов. Однако отель — это «бизнес вдолгую», для успеха предприятия необходимо продумать все до мелочей «на берегу».

Хватать звезды не нужно 

При выборе концепции большинство игроков хотят исключительно «пятерки». Во многом тут замешан эмоциональный аспект: ведь 5 звезд — это красиво и престижно.

На деле же каждый случай индивидуален. И категория гостиницы должна определяться исключительно исходя из локации и соотношения спроса и предложения на данном локальном рынке. К примеру, у «пятерок» самый высокий CAPEX — уровень инвестиционных затрат — и очень большие постоянные расходы. У компании PFM был кейс, когда непрофильный инвестор хотел построить люксовый отель с соответствующими фасадами и интерьерами. Однако после наложения идеи на рынок, вычисления CAPEX и составления финмодели выяснилось, что в данной локации такая гостиница не сможет обслуживать кредит. Другими словами, либо вы строите только за счет собственных средств, либо выбираете концепт в соответствии с рынком.

Количество номеров также можно и нужно вычислять. Существует специальная методика, позволяющая это делать. Но в её основе, опять же, лежит анализ существующего и будущего спроса и предложения.

Более сложный случай — реставрация исторического здания под гостиницу. Здесь, как правило, количество номеров определяется проектом, созданным на основании плана существующего объекта или того, что от него осталось. То есть первыми провести оценку и сказать, сколько может быть номеров в здании, должны профессиональные архитекторы-реставраторы  И уже после консультанты сравнивают данные с требованиями рынка и определяют, сможет ли планируемый отель выйти на достойные ADR — среднюю цену одной ночи — и загрузку. Если нет — инвесторам стоит воспринять информацию спокойно. Лучше узнать о проблеме заранее, чем после ввода в эксплуатацию.

Ключевой вопрос при подборе команды — даже не опыт, а конгруэтность, то есть согласованность целей. К сожалению, бывают случаи, когда прибыль получают все участники типичного инвестиционного проекта, кроме владельца. Так, например, некоторые архитекторы становятся художниками, воплощающими некую свою идею, не имеющую отношение к отелю. Это приводит к тому, что на этапе рабочего проектирования почти все приходится переделывать. Либо гостиничные управляющие компании, зарабатывающие основное вознаграждение от выручки номерного фонда, которая будет всегда. При этом контракт с УК заключается на 10–20 лет с очень жесткими условиями расторжения. Потому важно помнить, что отель — трудоемкий и капиталоемкий бизнес, требующий высокого уровня компетенций. В том числе от владельца.

Such a lovely place: курс на эмоции

Многие участники отрасли опасаются, что после открытия границ ситуация вновь изменится. Однако на деле на это нужно смотреть как на возможность, а не угрозу. Вероятно, отток российских туристов будет. Но, с другой стороны, появится возможность вновь работать с иностранными туристами, привлечь их.

И здесь на первое место выходят эмоции. Тренд на экономику впечатлений сейчас наблюдается во всем мире, и обратного отката не будет. Если отель сможет создать все условия для того, чтобы клиент получил яркие, позитивные впечатления, гостиница займет свою, уникальную нишу. И с клиентами, а значит, и с загрузкой, проблем не возникнет.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья