Самозанятым в России придется встать на учет и раскошелиться — Госдума в итоге все же одобрила пакет законов о так называемом налоге на профессиональный доход. С идеей взять «на карандаш» частных фотографов, арендодателей квартир и продавцов тортов в «Инстаграме» выступила группа парламентариев, включая главу думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова. Он же предложил ввести систему жестких штрафов для самозанятых, уклоняющихся от регистрации и уплаты налогов. Резкая критика законопроекта не помешала его принятию — с 1 января 2019 г. для самозанятых граждан все-таки будет введен особый режим налогообложения, правда, пока в качестве эксперимента всего в нескольких территориях, включая Москву, Подмосковье, Калужскую область и Татарстан. При работе с физлицами самозанятым предстоит отдать государству 4% дохода, а если они работают с компаниями — 6%. Предусмотрены и штрафы: при первом нарушении режима они составят 20% утаенного дохода, затем уже все 100%. Готовы ли российские самозанятые выйти из тени на таких условиях, «Инвест-Форсайт» спросил участников рынка и экспертов. Настроены они в основном скептически и не ожидают ни роста бюджетных доходов, ни воодушевления со стороны микробизнеса.
Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам»
— Мы полагаем, та сумма, которую удастся собрать с самозанятых, на фоне общих налоговых поступлений в стране будет просто незаметна. А вот рост недовольства и социальной напряженности мера вызовет точно. Россияне и без того не рады новой пенсионной реформе, увеличению НДС, снижению реальных располагаемых доходов. Тут еще и тотальный контроль за теми, кто, как оказалось, не нуждается в помощи государства, ничего от него не просит и пытается выживать самостоятельно. Налог уже сейчас однозначно воспринимается гражданами как попытка отнять последнее, и в случае его фактического введения вызовет новую волну недовольства. При весьма сомнительном финансовом эффекте, который он способен принести.
Анастасия Соснова, аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс»
— Очень скептически отношусь к данной инициативе, учитывая не самую лучшую работу удаленных налоговых сервисов. Вся инициатива построена на принципе, который подразумевает, что у самозанятых граждан по каким-то причинам должно появиться желание «выйти из тени». В то же время, на мой взгляд, выходу из «серой» зоны способствует в основном выявление самозанятых и усиление надзора за их деятельностью. Но любые выявление и надзор в свою очередь требуют дополнительных административных расходов. С учетом необходимых затрат со стороны государства и потенциальных сборов эксперимент в действительности не выглядит многообещающим.
Денис Зайцев, руководитель налоговой практики юридической компании BMS Lаw Firm
— Сейчас предполагается, что в экспериментальных регионах (Москва и Московская область, Татарстан и Калужская область) самозанятые, работающие с физическими лицами, будут платить 4% от доходов, а работающие с юридическими лицами и ИП — 6%. Но есть сомнения в том, что даже в таком виде инициатива будет успешной и выведет из тени самозанятых граждан. Проблема заключается в том, что у властей нет работающих инструментов для выявления таких граждан. В результате многие из самозанятых попросту не станут рисковать и попадаться в поле зрения налоговых органов, ведь впоследствии ставки могут быть и увеличены.
Алексей Нянькин, адвокат, старший партнёр адвокатского бюро «Нянькин и партнёры»
— Инициаторы проекта утверждают, что основным фактором, отпугивающим самозанятых от регистрации, является бюрократическая процедура, требующая явки в налоговый орган, регулярного заполнения деклараций, отчетности и пр. Взамен предложен некий электронный ресурс, который позволит на удаленном доступе формировать отчетность по продажам/услугам, генерировать чеки потребителям, а затем уплачивать налоги. Однако легализация в качестве самозанятого может повлечь другие риски. Это и перспективы ответственности за качество услуг и товаров по «Закону о защите прав потребителей», и налоговый контроль, и неопределенность по поводу порядка приостановления или прекращения статуса. За уплатой налогов последует обязанность уплаты взносов в Пенсионный фонд и фонд ОМС. Таким образом, за «пряником» легализации граждан ждёт «кнут» контроля налоговиков и других структур государства. А если учесть, что самозанятые ограничены в выборе видов деятельности для соответствия этому статусу, без четкой регламентации не только и не столько работы электронного ресурса, сколько администрирования всех сторон деятельности самозанятого, россияне вряд ли откликнутся на предложение государства «выйти из тени».
Василий Воропаев, основатель и CEO Rubrain.com
— Ужесточение регулирования рынка самозанятых — неизбежный ответ государства на растущий спрос на их услуги. Новый закон предусматривает льготы для компаний, которые будут пользоваться товарами или услугами самозанятых. При определении налоговой базы для расчета налога на прибыль организации предлагается не учитывать расходы, связанные с приобретением товаров и услуг у самозанятых. Эти правила коснутся также организаций и ИП, которые уплачивают единый сельхозналог и платят налоги по упрощенной системе налогообложения. Считаю, что эта мера выведет из тени прежде всего тех самозанятых, которые хотят попробовать «поиграть» в бизнес, прежде чем открывать собственное ИП или ООО.
Анастасия Якушева, владелец сети шоу-румов домашней одежды Lady's Showroom
— Cовокупность факторов подтолкнула к инициированию законопроекта для самозанятых: это и ухудшение прогноза экономического развития РФ, и ослабление рубля, и снижение роста ВВП. Искать новые способы пополнения бюджета мотивирует и необходимость выполнять майские указы президента. Проблема острая, ее надо решать, поэтому увеличивают пенсионный возраст, вводят 20% НДС и налог для самозанятых. С другой стороны, закон «просился» давно. В последние годы государство усиливает контроль во многих сферах, малый и микробизнесы это особенно ощущают. Будут ли самозанятые платить налог? Часть будет, для другой через какое-то время начнут использовать рычаги давления. Например, заморозить счёт в банке до предоставления подтверждения источника дохода довольно просто.
Евгений Барулин, руководитель направления самозанятости в TalentTech
— Не стоит воспринимать инициативу выведения самозанятых из теневого сектора как желание правительства получить как можно больше денег от граждан. По данным Росстата, неформальный сектор в нашей стране насчитывает 15 млн граждан, и большинство из них не хотят менять этот статус из-за административных сложностей с оформлением. Между тем «серый» фрилансер сильно ограничен в правах, в том числе с точки зрения получения визы, ипотеки или крупного кредита. Так родилась идея выстроить механизм, который позволит быстро и на выгодных условиях решить проблему людей. Сможет эффективно работать новая система или нет — предсказать сложно, для этого и запускается пилотный проект, чтобы найти слабые места и впоследствии масштабироваться на уровне страны. Заинтересованность со стороны самозанятых в легализации есть.