ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Мнение

Самые дорогие объекты российского арт-рынка

Ирина Саркисова

Ирина Саркисова

Руководитель Aravana Multifamily Office

Инвестиции в искусство на российском арт-рынке все больше привлекают внимание людей из разных сфер, желающих сохранить и приумножить капитал. Как показывает практика, это действительно эффективное вложение денег при условии тщательного анализа факторов, влияющих на стоимость объектов и популярность художника.

Основной особенностью арт-объектов является то, что, помимо себестоимости, на конечную цену влияет творческая компонента. Бывает даже так, что стоимость произведения искусства вообще не связана с затратами на его создание. Арт-объекты имеют ряд особенностей:

• уникальность;
• творческую воспроизводимость;
• условность стоимости;
• перспективность роста цен.

Коллекционеры нашего времени не зацикливаются на работах художников прошлых веков: они готовы дать возможность проявить себя молодым людям. При этом стоимость работ некоторых арт-художников иногда растет так быстро, что позволить себе их может далеко не каждый.

Ценообразование на арт-рынке

Ценообразование в мире искусства имеет свои законы. Для новичка, работающего в уже существующем жанре и стиле, стоимость работы зависит от техники, материала, размера, качества. По мере его продвижения стоимость зависит от участия в выставках, покупки работ музеями и частными коллекционерами, поэтому цены на работы растут. На стоимость произведения искусства влияет множество факторов:

  • Художественная ценность произведения. Фактор представляет собой уникальность и специфичность арт-объекта. Это нематериальная составляющая — оценить объективно не получится. Художественный фактор выступает как субъективная оценка произведения.
  • Опыт художника в виде: участия на международных выставках и проектах; проведения персональных выставок и публикаций в авторитетных каталогах; признания критиков и авторитетных лиц на арт-рынке; приобретения произведений автора музеями и именитыми коллекционерами.
  • Количество произведений, созданных художником (постоянная работа художника — показатель его востребованности и способности соответствовать требованиям рынка по количеству работ).
  • Известность художника. Продвижением имени обычно занимаются профессиональные специалисты. Чем известнее художник, тем дороже картины. В этом случае художника можно сравнить с брендом. Если вы верите, что он будет развиваться (самостоятельно или с помощью галереи), его работы станут выгодным вложением средств.

Перспективу роста стоимости можно проследить в сравнении картин художника в наше время и 10–15 лет назад. Если в начале пути произведения продавались чуть ли не по себестоимости, сейчас картины этого же художника могут стоить миллионы.

Произведения русских художников на аукционах

За прошлый год, несмотря на пандемию, были проведены мировые и российские аукционы, на которых продано немало произведений русских мастеров. Рекордные позиции по стоимости на российском рынке заняли:

  • Васильев Олег Владимирович с картиной «Пространство II» стал лидером продаж: его произведение купили за $192 168.
  • Кошляков Валерий Николаевич с арт-объектом «Колоннада» стоимостью $185 304.
  • Клюн Иван Васильевич с произведением «Чайник». Картина была продана на аукционе за $112 336.
  • Рождественский Константин Иванович с необычным образом крестьянки. Его картину оценили в $104 312.

Также стоит отметить художников, чьи картины оценили меньше $100 000:

  • Малевич, Казимир Северинович — $88 264 — «Голова крестьянина».
  • Плавинский, Дмитрий Петрович — $88 264 — «Джорджия идёт на посадку».
  • Куинджи, Архип Иванович — $77 420 — «Военно-Грузинская дорога (Горный пейзаж)».
  • Родченко, Александр Михайлович — $69 360 — Альбом «Беломоро-Балтийский водный путь: 1932–1933 г.».
  • Шишкин, Иван Иванович — $68 000 — «Лесная поляна».
  • Краснопевцев, Дмитрий Михайлович — $60 982 — «Рулон бумаги и римские пузырьки. Сцена».

Перспективы роста арт-рынка на ближайшие 10 лет

Арт-рынок находится позади других объектов инвестирования. Так происходит из-за отсутствия в сфере «прозрачности». Несмотря на это, уровень инвестирования в арт-произведения стал выше на 10% по сравнению с прошлым годом. Арт-объекты воспринимаются как рискованная инвестиция. Для решения этой проблемы были разработаны новые методы и схемы для инвестирования в искусство: ИИ, блокчейн, предиктивная аналитика, а также введено новое законодательство, снижающее риск «антиотмывочных» операций, — EU Anti-money laundering directive.

Инвестиции в арт-объекты

Среднегодовой процентный прирост на рынке арт-искусства составил 8% против 3% для акций S&P 500. Совокупный процент рассчитан за последние 8 лет. Арт-объекты соотносят с инвестированием в золото. Это доказывает, что арт-произведения воспринимают не как инвестиционный «портфель», а как защитный актив. Изменить состояние рынка торгов в России можно с использованием цифровых токенов. За последние несколько лет инвестиции в инфраструктуру культуры и искусства составили в среднем $8–9 млрд в год. Среди покупателей-миллениалов нового поколения популярны совместные инвестиции с использованием технологии блокчейн.

Инвестиционные риски в искусстве

Многие считают, что рынку требуется совершенствование государственного регулирования услуг. В 2017 году 60% опрошенных учредителей частных активов полагали, что рынок должен регулироваться самостоятельно. В 2020 году процент снизился. Выросла доля тех, кто считает, что рынок должен модернизироваться: 80% профессиональных сотрудников арт-рынка, 81% коллекционеров, 76% инвесторов. Главным риском арт-рынка, по мнению 84% управляющих активами, является вероятность приобрести подделку и невозможность узнать точную историю происхождения произведения. Доверие к экспонатам арт-рынка находится на низком уровне. Данным доверяет низкий процент управляющих активами — 16%, коллекционеры — 30%, профессиональные участники рынка — 31%.

Перспектива роста инвестиционных вложений в арт-сферу возможна при расширении действия «антиотмывочного» законодательства. Официальный документ способен покрыть сделки с арт-объектами стоимостью более 10 тыс. евро. Регулирование процесса инвестиций становится отправной точкой для перемен в сфере искусства.

Что происходит на российском арт-рынке

«Российский арт-рынок остается небольшим по сравнению с крупными мировыми рынками. Геополитические и экономические проблемы негативно сказались на динамике его развития. За последние 5 лет произошло падение продаж на русских торгах. В 2018 году Россия и СНГ показали отрицательную динамику среди всех регионов. В то же время глобальные изменения актуальны и для России. Растущий спрос на новые услуги арт-рынка это доказывает». 

Так считает Светлана Мейер, управляющий партнер департамента налогов и права компании «Делойт». Продажи на российских аукционах Sotheby`s, Christie`s, MacDougall`s по итогам 2018 года составили 0,9% от глобальных продаж — это $41,1 млн. Относительно 2017 года произошло снижение на 19,9%, что иллюстрирует отрицательную динамику арт-рынка. За последние несколько лет продажи падают, оставляя российский рынок позади других. Среднегодовое снижение составило 8,3%. Это худший глобальный показатель динамичности рынка после Китая. Большинство опрошенных предполагает, что снижение роста продаж будет продолжаться, лишь малая часть ожидают перспективного роста (14% опрошенных).

Технологии для развития российского рынка

Современные технологии окажут положительное влияние на улучшение динамики продаж: так считают 76% профессионалов арт-рынка и 84% коллекционеров. Прозрачность инвестирования и соблюдение нормативных требований позволят увеличить среднегодовой процент продаж. Более 70% участников рынка отметили, что отсутствие прозрачности негативно влияет на репутацию торгов, что отпугивает инвесторов. Новые технологии позволят этого избежать. На арт-рынке растет популярность онлайн-платформ. Продажи на них уже выросли на 9,8% годовых и достигли $4,64 млрд.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья