В Министерстве промышленности и торговли 15 декабря прошел конгресс индустрии детских товаров. Участники этого обширного рынка подводили итоги уходящего года.
Конгресс индустрии детских товаров проходит не первый год, это неплохая бизнес-платформа, где собирается все профессиональное сообщество и ведущие игроки российского рынка детских товаров, а также его регуляторы. На этот раз собралось порядка 300 производителей детских товаров разного профиля.
Итоги получились разные. С одной стороны, участники отметили, что дело движется и все больше появляется российских товаров, которые можно пометить маркой «сделано для детства». Так, заместитель гендиректора ГК «Детский мир» Алексей Воскобойник назвал убеждающие цифры: в 2015 году у них было 30 российских поставщиков (объем товаров — 4 млрд руб.), а в 2016 таких поставщиков стало уже 40 (объем товаров на 6 млрд руб.). И это только по одной сети!
С другой стороны, доля импортных товаров еще очень велика: порядка 75% на рынке (в том числе и в уже упомянутой сети «Детский мир»).
Были названы и потенциальные рынки, не освоенные отечественными производителями.
— Требования к школьному оборудованию все время растут, и тут большое поле деятельности для наших производителей, — начал перечислять неосвоенный потенциал замминистра образования и науки Вениамин Каганов. — Спортивные товары — тоже перспективное направление. Сейчас в школах много кружков, в том числе и по разным видам борьбы, и по другим видам спорта. Мы, уверен, можем не только производить свои товары для юных спортсменов, но, думаю, российским модельерам вполне по силам разрабатывать модели, которые могли бы стать эталоном спортивной моды. И еще один мало освоенный рынок связан с распространением русского языка, как в других странах, так и в самой России (мы сегодня имеем самый большой поток иностранных студентов в мире — ежегодно у нас учатся 80 тысяч иностранцев, и каждый год эта цифра увеличивается). Для продвижения русского языка нужна целая индустрия — и это не только книги и он-лайн проекты по образованию.
— Емкое направление — летний отдых, — продолжал Каганов. — Очень перспективны детские технопарки. Планируется построить примерно 25, и бюджет выделяет на это 1 млрд руб. Обустройство этих технопарков так же может быть интересно производителям детских товаров.
А то, что уже делается сейчас, можно было увидеть на небольшой выставке в фойе — самые последние разработки в детской одежде, обуви, мебели, косметике, игрушках…
Очень интересным оказался проект швейного объединения «Смена» для детей-инвалидов.
— Мы выиграли ниокр (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии — ред.) у Минпромторга на создание коррекционной одежды для детей-инвалидов, — рассказывает коммерческий директор предприятия Елена Письменская. — И, соответственно, средства на разработку новинки. К работе привлекли ЦНИИШП (центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности). Они консультировали нас: какие части тела надо поддерживать при различных заболеваниях, какие лекала лучше использовать… Мы создали опытные образцы и довели работу до возможностей серийного производства. Теперь надо, чтобы реабилитационные центры страны узнали о новинке и могли ее заказать.
Новинка действительно выглядит впечатляюще. Казалось бы, обычный спортивный костюм. Но нет — внутри ветровки спрятан специальный поддерживающий голову и позвоночник «пояс». На голове, кстати, он смотрится как просто ободок-украшение. А в спортивные штаны вделаны приспособления (не жесткие!), помогающие правильно ставить ноги детям с ДЦП или массировать слабые мышцы при ходьбе для детей с другими заболеваниями.
Да и обычная на первый взгляд школьная форма — уже для детей безо всяких заболеваний — тоже оказалась с секретом: в пиджаки и сарафаны вшиты специальные «пояски», которые не дают ребенку сидеть согнувшись и искривлять позвоночник. Форма будет продаваться в обычных магазинах. Но родители могут и сделать специальный заказ — важно только, чтобы это был заказ хотя бы на класс, не меньше. Модели и цвета — самые разные.
Надо сказать, что российская индустрия детских товаров сегодня — это 15 отраслей и более 1000 предприятий. И этот рынок увеличивается ежегодно на 500 тысяч потребителей (столько детей рождается каждый год в России). Так что этот рынок постоянно растет. Замминистра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова отметила: рынок детских товаров в 2016 году в денежном выражении вырос на 6,5%. И на будущий год Минпромторгу удалось сохранить инструменты поддержки производителей — 1,7 млрд рублей заложено на эти цели в бюджете.
Автор: Елена Скворцова