ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

«Секретный» ингредиент

Тренд на органические продукты диктует правила всей промышленности. Теперь рыбий жир, алоэ вера, кокосовое масло и другие ингредиенты входят в состав не только пищевых продуктов. Постепенно они вытесняют синтетические вещества из косметической формулы. Неудивительно, что рынок органических ингредиентов для личной гигиены, который в год растет на 5,4%, быстро заполняется новыми игроками. «Инвест-Форсайт» выбрал самые интересные проекты, которые добавляют косметической промышленности натуральности. 

Фитогликоген из кукурузы

Фото: Mirexus
Фото: Mirexus

В лаборатории Гуэлфского университета (Канада) профессор Джон Датчер (John Dutcher) с научными сотрудниками Антоном Кореневским (Anton Korenevski), Эржебет Папп (Erzsebet Papp) и Олегом Стукаловым (Oleg Stukalov) занимались выращиванием бактерий. В 2008 году они обнаружили, что побочный продукт жизнедеятельности этих бактерий состоит из частиц гликогена. Открытие натолкнуло их на бизнес-идею — производить натуральный, без химической обработки, гликоген. Но выращивание бактерий в больших объемах оказалось сложным и затратным процессом. Поэтому будущие основатели Mirexus Biotechnologies Inc. стали искать альтернативный источник.

«В течение многих лет было известно, что гликоген производит сладкая кукуруза, но все это время он считался очень плохим. Низкое качество было обусловлено очень суровыми условиями извлечения гликогена. Тогда команда разработала простой метод на водной основе для извлечения гликогена в его естественном состоянии, — рассказывает президент Mirexus Борис Сегалович (Boris Segalowitch), — в результате появилась очень чистая, полностью натуральная форма растительного гликогена (фитогликоген), которую назвали PhytoSpherix. Это единственный источник фитогликогена, который не подвергается ферментативной модификации». 

В 2010 году основателям Mirexus удалось получить в лаборатории несколько килограммов гликогена из кукурузы. После такого прорыва ученым показалось логичным развиваться в бизнесе, но для этого были нужны инвестиции. В 2017 году Mirexus привлек $12 млн (всего компания собрала $15,8 млн инвестиций). Половина суммы ушла на контрольные тестирования конечного продукта. Самое крупное исследование длилось 6 недель, в нем участвовало 120 человек. Натуральный удерживающий влагу ингредиент было решено продавать косметической отрасли. На оставшиеся инвестиции Mirexus построил завод в Гуэлфе. В том же, 2017 году к проекту присоединился Борис Сегалович, который свыше 20 лет проработал в традиционной косметической индустрии.

«В Гуэлфе мы владеем землей и зданием и можем производить PhytoSpherix в многотонном масштабе, — поясняет президент компании, — этого достаточно для удовлетворения потребностей косметической промышленности в течение следующих 3–5 лет. При этом наша стоимость сопоставима с другими полисахаридами, используемыми для ухода за кожей». 

Однако PhytoSpherix, по его словам, можно использовать не только в косметической сфере. Фитогликоген подходит для пищевой промышленности и нутрицевтики.

«Эти отрасли требуют очень больших объемов. Они недоступны, пока у Mirexus не появится более крупный завод», — говорит Сегалович.

До тех пор канадская компания намерена развиваться на рынке косметических товаров. Сейчас фитогликоген PhytoSpherix доступен во всем мире через торговых представителей или дистрибьюторскую сеть. На российский рынок Mirexus вышел через поставщика косметического сырья ООО «Кеми Линк». Но Россия интересует компанию в меньшей степени, чем Европа, Африка, Латинская и Северная Америка. В приоритете проекта — продолжить экспансию на этих континентах.

Фото: Mirexus
Фото: Mirexus

Немного кальмара в солнцезащитном креме

Химик по образованию Камилла Мартин (Camille Martin) всегда хотела работать в косметической индустрии.

«Все мои первые усилия были сосредоточены на создании отличного резюме, чтобы получить работу в международной косметической компании», — вспоминает она.

Однако подготовка диссертации привела ее в лабораторию доцента кафедры химии и химической биологии Северо-Восточного университета Лейлы Дерави (Leila Deravi), которая свыше шести лет изучала роль пигментов и белков в динамическом изменении цвета головоногих моллюсков.

Фото: https://www.engine.xyz
Фото: engine.xyz

В 2018 году они нашли способ воссоздавать аналогичные пигменты, которые присутствуют в хроматофорах морских обитателей. Это открытие натолкнуло Камиллу Мартин и Лейлу Дерави на создание стартапа Seaspire (объем инвестиций неизвестен. — Ред.).

«Изначально нас интересовало, как молекулу, обнаруженную у этих животных, можно использовать в качестве нового красителя для косметики». 

Оказалось, что созданные Seaspire ксантохромные пигменты вполне способны заменить синтетические УФ-фильтры в солнцезащитных кремах, которые не только вредны для здоровья, но и загрязняют коралловую экосистему.

Последние исследования показывают, что смываемые с кожи солнцезащитные крема и лосьоны разрушают коралловые рифы. В 2020 году власти Виргинских островов, штата Гавайи, острова Ки-Уэст и республики Палау запретили их использование на своей территории. Но запреты для производителей солнцезащитных кремов с синтетическими УФ-фильтрами открывают двери для Seaspire. Особенно сейчас, когда весь мир пытается перейти на устойчивую промышленность. Компания Seaspire, по словам Камиллы Мартин, уже запатентовала свои натуральные смеси ингредиентов и начала продажи в США.

Фото: https://news.northeastern.edu
Фото: news.northeastern.edu

Сила микроводорослей

Долгое время микроводоросли применяли в производстве биотоплива и кормовых добавок для скота. Сейчас их модно включать в состав БАДов. Основанный в 2017 году израильский стартап Yemoja предлагает использовать полученные из микроводорослей ингредиенты в средствах по уходу за кожей.

«Я уверен, что косметическая индустрия еще не исследовала микроводоросли, — считает основатель проекта Эрез Ашкенази (Erez Ashkenazi), — это неосвоенный рынок со значительным потенциалом, учитывая потребительский спрос на натуральные продукты для замены химических веществ и синтетических ингредиентов». 

Эрез Ашкенази вырос в семье фермеров и с детства работал на полях. Поэтому когда пришло время поступать в вуз, он решил продолжить семейную традицию. После окончания агрономического факультета Ашкенази первое время работал менеджером по развитию агрономии, а затем в соучредительстве открыл собственный проект — CollPlant Ltd. В 2017 году Ашкенази вместе с молекулярным биологом Амикамом Бар-гилом (Amikam Bar-gil) и инженером-химиком Моше Авроном (Moshe Avron) разработали технологию получения биоактивного ингредиента EPS-Revive из микроводорослей Porphyridium cruentum. Это открытие положило начало многообещающему проекту Yemoja. Для выращивания водорослей в стартапе создали закрытую платформу, в которой контролируются температура, pH, свет и выбросы CO2.

«Мы выращиваем только естественные водоросли дикого штамма и не используем химические вещества или растворители, не эксплуатируем природные ресурсы из окружающей среды», — рассказывает Эрез Ашкенази.

Затем Yemoja перерабатывает микроводоросли в EPS-Revive. Экстракт, как уверяют в компании, обладает омолаживающим и противовоспалительным эффектом и может поставляться в виде порошка или форме геля. А закрытая система, по словам Ашкенази, не зависящая от погоды или времени года, позволяет производить сырье круглый год.

Фото: https://www.cosmeticsdesign-europe.com/
Фото: cosmeticsdesign-europe.com

В 2019 году израильский стартап получил $9,5 млн инвестиций. Часть денег ушла на клинические испытания EPS-Revive в польском Гданьске. Остальные средства были вложены в строительство завода.

«Наш уникальный объект работает на рециркулированной воде и минимально потребляет энергию. Использование искусственного света для фотосинтеза снижает потребность в охлаждении, — объясняет Эрез Ашкенази, — мы тщательно спроектировали объект, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду». 

Автор: Ольга Гриневич

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья