Система кинопроката претерпевает сегодня буквально революционные изменения. О том, какие технические новшества постигают отрасль и как в эти процессы вовлекается сам потребитель кинопродукции — зритель, приходящий в кинотеатр, — на примере в том числе своей компании нашему корреспонденту рассказал исполнительный директор компании «Люксор Дистрибьюшн» Сергей Сорочкин.
Ставка на многофункциональность
— Сергей, для начала разговора: расскажите, что сегодня представляет собой ваша компания?
— «Люксор дистрибьюшн» на сегодняшний день входит в холдинг «Люксор», который включает 23 современных мультиплекса по всей стране, представленных в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Сочи, Ростове-на Дону, Воронеже, Брянске и других городах. Компания на рынке кино- и видеодистрибьюции находится уже более 25 лет. За свою историю организация специализировалась на выпуске фильмов на носителях (VHS и DVD), продаже телевизионных прав и вот уже более пятнадцати лет занимается кинопрокатом. В настоящее время компания имеет дистрибьюцию в полном объёме. И не только в России, но и в других странах СНГ и Балтии, а также на Украине и в Грузии. К уже названным дистрибьюциям можно добавить цифровые права в интернете, продажу прав показа фильмов в отелях, самолетах и поездах и публичное видео. Следует отметить: выпуск фильмов на DVD имеет тенденцию к исчезновению. В общем, охватываем всю сферу, связанную с кинобизнесом, на территории бывшего СССР.
— Что вам сейчас более всего вспоминается из начального периода — когда, как известно, приходилось в корне менять прежнюю, советскую систему кинопроката?
— В память, конечно же, врезалось то, что действовать приходилось по парадоксальной формуле — мы были в кино, но к тому моменту, четверть века назад, проката кино как такового в стране не было. Нашими стараниями — кстати, в том же районе Москвы, где по сей день находится наш офис: в районе станции метро Отрадное — появился один из первых мультиплексов в столице, шестизальный кинотеатр в торговом центре «Золотой Вавилон». Головная структура холдинга находится в Москве, где расположены подразделения, специализирующиеся на развитии сети кинотеатров и управлении структур, включающие пивные рестораны, кофейни при них, PR-службу. Сюда же входит сама, собственно, дистрибьюционная компания.
— Иначе говоря, установку делали не на приглашенных партнеров-арендаторов, а на то, чтобы задачу создания приемлемых условий для современного кинозрителя выполняли свои же структуры?
— Совершенно верно. Это активы, призванные обеспечивать весь цикл обслуживания зрителя. Уже около двух лет как в группе компаний появились производственные подразделения и документальных, и художественных фильмов. К тому же в 2016 году открыли анимационную студию.
— В чем сегодня главная функция кинодистрибьюции?
— Основа её — прежде всего кинотеатральный прокат. Что касается нашего холдинга, мы занимаемся прокатом фильмов, не приобретённых на зарубежном и внутреннем рынках в собственной сети, а во всех кинотеатрах на уже указанных территориях с последующей продажей всех прав. При этом надо понимать: наша компания находится в жесткой конкуренции с другими игроками рынка, как представляющими знаменитые голливудские компании (Двадцатый Век Фокс, Буена Сони Пикчерс, Уолт Дисней, Юниверсал, Уорнер Бразерс, Парамаунт), так и другими независимыми компаниями.
— Состояние кинопрокатной сферы в России в целом — насколько отрасль обрела и удерживает темпы роста в сравнении с девяностыми и двухтысячными годами? Или же приходится признать новый застой в развитии — если вообще не кризис?
— На сегодняшний день отечественный прокат прошел несколько стадий. Начиная с девяностых, когда проката не существовало, и городские кинотеатры, являвшиеся на тот момент по преимуществу однозальными, представляли собой, как многие хорошо помнят, автомобильные магазины и склады. На том этапе у нас продолжал работать государственный кинопрокат, но в кинопоказ тогда начали приходить частные предприниматели, чтобы создавать систему кинотеатров уже совершенно нового поколения. На сегодняшний день в России 1460 кинотеатров и 4550 современных залов, оборудованных качественным звуком (в том числе исходящим даже с потолка — модификации Dolby Atmos), огромными экранами, позволяющими показывать кино в 3D-формате, креслами, которые адаптированы под то, что происходит на экране (они начинают двигаться в зависимости от характера и скорости сюжета). В кинотеатрах уже практикуется формат показа фильмов в 4K, дающем более высокую точность и объёмность изображения. Совсем близко внедрение интерактивного кино, когда зритель станет реальным импровизатором, индивидуальным соучастником происходящего на экране и сможет сам запрашивать, предположим, тот или иной финал фильма.
— Но как же замысел режиссера и сценариста, их авторские права на концепцию произведения?
— А они сами сознательно, что называется, пойдут на подобный формат, чтобы вовлечь в него зрителя как соучастника творческого процесса. Таким образом, формируется принципиально новый принцип кинопоказа. В нем важное место отводится под concession-зону, иначе говоря, кинобар, благодаря которому клиент получает доступ к прохладительным напиткам, еде и играм, что даёт возможность спокойно приходить на сеансы с детьми. Нынешний этап отрасли — уже практически повсеместное развитие многозальных и многопрофильных кинотеатров, так называемых мультиплексов, когда для публики создана максимально комфортная атмосфера, позволяющая полноценно отдохнуть в уютном интерьере и при этом занять на время демонстрации фильма своего ребенка — с несомненной для того пользой. Причем всё это задумывалось и создавалось (и продолжает создаваться), заметьте, не на государственные средства. Частный бизнес — заметим, крупный — стал активно вовлекаться в отрасль. Зримым итогом этого процесса стало то, что сеть мультиплексов в 2000-е годы увеличилась многократно.
Крупный бизнес пошёл в кино
— Кого из представителей большого бизнеса можно было в этой связи упомянуть?
— Это прежде всего Владимир Потанин, который активно вкладывался в становление и развитие крупнейшей сети СИНЕМАПАРК; Александр Мамут, купивший эту сеть и — «Формулу кино», ставшую главным игроком на рынке кинопоказа. В конкуренции к этой объединённой сети на рынке находятся сети КАРО, КИНОМАКС, ЛЮКСОР, МИРАЖ СИНЕМА и СИНЕМА СТАР. Немало появилось и региональных бизнесменов, создавших заметных игроков на рынке (МОРЕ СИНЕМА, МОНИТОР, ЦЕНТР ФИЛЬМ, СИНЕМА 5). Как я уже говорил, в данный момент в стране насчитывается порядка 1,5 тыс. кинотеатров, и это довольно большая (правда, всё равно недостаточная) величина, за которой стоят практически повсеместно модернизированные многозальные кинотеатры, принадлежащие частному бизнесу. С рынка фактически ушли старые и небольшие однозальные кинотеатры, относившиеся к муниципальным образованиям. Те же, кто сохранил эту форму собственности, — только столичная сеть «Московское кино», где, тем не менее, всё активней переходят на многозальный принцип работы и ведут серьёзное техническое переоснащение. Но, как несложно догадаться, дела в этом плане в муниципальных стационарных точках идут хуже — поскольку той динамики инвестирования, которую можно наблюдать на примере частных вложений, там нет.
— Насколько вложения «со стороны» коррелируют (хотя бы приблизительно в своих цифровых значениях) с деньгами, которые кинопрокат зарабатывает самостоятельно?
— Вторая половина двухтысячных годов стала тем плодотворным для кинодистрибьютеров периодом, когда общие сборы от проката в России достигли 1 млрд долларов. Сам же кинопрокат, в мировых своих стандартах, за последние 3-4 года также начал стремительно преображаться. Если раньше кинопрокатом в нашей стране крупные голливудские студии занимались главным образом через дистрибьютеров, которые де-юре являлись российскими компаниями, то со времени, когда были достигнуты столь внушительные показатели по сборам, сюда, в Россию, дистрибьютеры мировых кинобрендов стали выходить напрямую, либо через своих представителей. На сегодняшний день все они присутствуют на российском рынке. Целую плеяду составляют российские компании, которые прокатывают независимые кинопроекты, — «Парадиз», «Вольга», ЛЮКСОР, «Экспонента фильм», «Cinema Prestige».
— Вы как один из руководителей «Люксор» сейчас своих конкурентов перечисляете?
— Да, безусловно. Но у нас с ними со всеми нормальные партнёрские отношения; всем понятно, что без нормальной конкуренции к российскому зрителю не попадёт востребованное и качественное кино. В том числе — независимое, которое подчас вовсе «не заточено» под те огромные деньги, о которых мы говорим. Но у него всегда был и будет свой зритель.
Трудно ли быть «богом» кинопроката
— Продолжая тему, не могу не спросить: как относитесь к тому, что кинодистрибьютеры всё больше начинают работать с серьёзными, подчас и вовсе артхаусными лентами? Например, упомянутая вами «Вольга» выпускала черно-белую мелодраму «Артист», которая заняла третье место в списке самых кассовых в России картин, получивших премию «Оскар». Вообще, существует ли у кинодистрибьютеров принцип работы с подобным кино? И — если шире — всегда ли кинопрокатчики в выборе фильма придерживаются исключительно соображений прибыли, когда речь идет о социально актуальном либо эстетически ценном кинопроизведении?
— Скажу сразу: в центр своих интересов наша компания ставит независимое зарубежное кино и российские проекты. Конечно, продвигать на профессиональном уровне отечественный кинематограф труднее, чем зарубежные проекты. Мы подготовили на 240 копиях (а это был, обратите внимание, 1994 год) «Мастера и Маргариту» Юрия Кары — фильм, который, как известно, пролежал на полке 16 лет. Но мы его оцифровали и выпустили в прокат. Также в нашем послужном списке выпуск «Фауста» Александра Сокурова, «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего. Насколько работа с кино этого уровня рентабельна? Уверен, если к этому отнестись с душой и с настроенностью на продвижение картин, вполне осуществимо не только окупить проект, но и получить прибыль. Так, на «Мастере…» мы в свое время с одного проката заработали 2 млн долларов. Это очень хороший результат, который всех удивил. Фильм «Фауст» — еще более непростой, как и всё, собственно, творчество Сокурова (тем более, съёмки шли на немецком языке, картину давали в закадровом переводе), однако сборы по нему достигли отметки в 783 тыс. долларов. Вслед за этим к нам обратился сын Алексея Германа, который высказал настойчивое пожелание, чтобы после таких результатов прокатом фильма занялась именно наша компания. И мы на «Трудно быть богом», который не проще «Фауста», а в чем-то для восприятия массовым зрителем даже и труднее, сумели собрать 1 млн 300 тыс. долларов. После этого пришел Станислав Говорухин, и компания выпускала ряд его последних фильмов — в том числе «Конец прекрасной эпохи».
— Раскроете секрет успеха?
— Особых секретов нет; как показывает практика проката не только в нашей стране, но и в мире, сейчас уже мало просто снять хороший фильм. Если грамотно поставить работу по пиару и к каждому фильму детально подойти с учетом всех его особенностей, то успех среди зрителей возрастает в разы. Если обойдёте этаж здания, где размещается «Люксор» (по ул. Отрадная, возле одноименной станции московского метро — ред.), сможете увидеть штат наших сотрудников в общем количестве тридцати человек. Это — высокопрофессиональные специалисты по PR, а также дизайнеры, журналисты и киноведы с профильным образованием.
— Тем не менее, несмотря на оптимистичную динамику с переходом на новые форматы и внедрением креативных маркетинговых ходов, социологами подмечается падение цифр посещаемости кинотеатров…
— Да, к сожалению, если рассматривать ситуацию сегодняшнего дня, 2017 года, действительно фиксируется уменьшение интереса зрителя к кинотеатрам. Но это никоим образом не исключительно российская черта — это мировая тенденция. Первыми о ней заговорили кинопрокатчики наиболее крупных площадок, где традиционно поход в кино входил в число главных способов проведения досуга, — в США и Канаде. На то существуют объективные причины. Быстро возникающие новые технологии «перетягивают» потребителя от кинотеатрального принципа демонстрации фильмов в иные — более доступные, — домашние, камерные форматы. Это не значит буквально, как говорил персонаж из оскароносного фильма «Москва слезам не верит», что «через 20 лет будет сплошное телевидение, и не останется ни театра, ни кино». Но, очевидно, соблазн смотреть новые фильмы на собственном смартфоне или домашнем кинотеатре пока пересиливает «старые» зрительские стереотипы, что не может не отражаться на данных посещаемости больших кинозалов. Но я считаю, эту данность надо воспринимать как неизбежные издержки. Поскольку именно кинотеатральный формат с соответствующей обстановкой, с сиюминутной реакцией публики на то, что она видит на экране в большом зале, невозможно заменить ничем. Как, кстати, оказалось, нельзя ничем вытеснить театр, невзирая на самые мрачные прогнозы полувековой давности — с его спецификой живого контакта актера и публики. Так что зритель, несмотря на временное охлаждение к кинотеатрам, безусловно, снова пойдёт в кино. Что касается количественных показателей просмотров фильмов немассовой категории, на них не в последнюю очередь влияет фактор материального благосостояния приверженцев жанра, но это уже вопрос общеэкономический, не зависящий ни от прокатчиков, ни от создателей картин.
В общем, отрасль достигла на сегодняшний день значительного уровня развития. Пока о насыщении рынка говорить рано — особенно по регионам, — но уже достаточно много современных кинотеатров функционирует в городах-миллионниках. За кинооборудование малых городов сейчас взялось государство в лице Фонда кино. В любом случае, страна находится на передовой позиции по международным стандартам: в Россию приходят все значимые проекты кинематографа, поднимается доля отечественных фильмов в общем объеме мировой кинопродукции, верхние строчки десяток самых кассовых фильмов всё чаще занимает снятое российскими режиссерами кино. Москва благодаря постоянным премьерным показам стала одной из тех столиц, которые посещают все мировые кинознаменитости.
— Цены на билеты: насколько в этом пункте кинопрокат более маневренный, более привлекательный в целом — в сравнении с театрами и их ценовой политикой?
— Он несравненно более мобилен, как и в прежние времена. Но каждая сеть кинотеатров стремится в то же время не демпинговать, и действующая конкуренция приводит к установлению стабильно доступных для основной части населения цен. Они по столице и крупным городам варьируют в пределах 350 рублей (55 долларов). Примерно от этой суммы минус 50 рублей — и будет в среднем региональная цена. Также при наличии конкуренции мы имеем как факт действие цен премьерных и праймовых показов (выходные, праздничные дни и вечерние сеансы). К тому же у каждого кинотеатра найдутся в запасе свои гибкие маркетинговые приемы — скидочные акции по утренним и будничным сеансам, для студентов и учащихся, пенсионеров и инвалидов, детей дошкольного возраста.
Беседовал Алексей Голяков