ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Сгореть в виртуальном пожаре

Иногда стоит сгореть в виртуальном пожаре, чтобы быть готовым к реальному и спастись. Украинская IT-компания ByOwls моделирует различные неблагоприятные ситуации на производстве, чтобы руководство, рядовые сотрудники проигрывали их и были готовы к ЧП. Основатель компании и автор идеи Михаил Буравков рассказал, почему создает симуляторы аварий и как они помогают людям.

Сгореть в виртуальном пожаре

От web к VR

Михаил Буравков с детства мечтал стать разработчиком компьютерных игр. Получил специальность финансиста («финансовый менеджмент»), но отношения с ней не сложились. Недолго проработав по специальности, он перешел на веб-разработку и даже открыл с другом студию. Но интерес к компьютерным играм не угасал, и однажды Михаил решил уйти в игровую индустрию. Занимаясь веб-разработкой, он совместно со студией дизайна интерьера создал виртуальный проект загородного дома, где помещение существовало полностью в виртуальной реальности. Проект не просто понравился заказчикам, но принес обеим студиям много положительных отзывов. Михаил понял, что ушел и от веб-разработки, и от дизайна в сторону игровой индустрии, и решил углубиться в технологии VR.

«Когда понял, что моих знаний и навыков достаточно, решил попробовать себя в чем-то новом и интересном», — рассказывает разработчик.

Результатом решения стало участие в работе инновационного парка Unit City, затем — в акселераторской программе. Спустя 4 года студия веб-разработки полностью поменяла профиль, перейдя на создание симуляторов виртуальной реальности для обучения пользователей.

Игра в катастрофу

Сейчас стартап Михаила Буравкова называется ByOwls, и созданные им симуляторы обучают, как правильно себя вести при ЧП на производстве. Заняться такими разработками его побудили новости о производственных травмах, гибели людей в результате несоблюдения техники безопасности. Михаилу пришло в голову моделировать ситуации, которые невозможно «отрепетировать» заранее, потому что они опасны для жизни.

В виртуальной реальности воссоздается полная копия предприятия-заказчика (завод, самолет, нефтяной танкер), и там происходит катастрофа (пожар, отказ оборудования, обвал). Сотрудники предприятия проходят обучение на этих виртуальных тренажерах, «разыгрывают» поведение при катастрофе, чтобы во время настоящего ЧП ликвидировать его с минимальными потерями или без них. Как отмечает Михаил Буравков, сначала люди воспринимают такую тренировку как игру и даже смеются над ней, но когда кто-то в результате неправильных действий погибает в VR, участники задумываются и понимают, что существует реальная опасность. Чтобы обучаться на симуляторе катастроф, работникам компании не обязательно собираться вместе. К тренажеру VR можно подключиться по мультиплееру, поэтому обучение проводится даже между сотрудниками филиалов компании в разных городах.

Виртуальный конструктор и смартфон-джойстик

Другое направление работы ByOwls — обучение сотрудников предприятий работать с разными механизмами. Например, в виртуальной реальности была создана модель турбины самолета. «Игроки» могут ее разобрать на самые мелкие детали и собрать, чтобы понять, как она устроена и работает. Проект предназначен для авиастроителей и студентов, обучающихся на соответствующей специальности. В планах ByOwls — с той же целью создавать аналогичные модели других устройств. Специалисты сейчас работают над несколькими проектами.

Занимаясь разработками в области VR для работы предприятий, Михаил не забывает и об играх как таковых. Сейчас его команда разрабатывает программу, которая заменит контроллеры в любых игровых приставках обычным смартфоном. Достаточно будет скачать приложение на смартфон, и не будет необходимости покупать пульт управления. Игрой можно будет управлять с телефона, тот будет работать как джойстик. Также Михаил планирует, что это приложение будет использоваться разработчиками и дизайнерами игр при работе с анимацией, отслеживанием, кинематографическими сценами:

«Основная идея заключается в использовании смартфона в качестве дополнительного инструмента для разработчиков и дизайнеров — пользователь может перемещать любой объект, камеру, проект и т.д. в игровой сцене в режиме реального времени, перемещая телефон. Ограничений нет, вы можете ходить по комнате, поворачивать телефон по всем осям, и выбранный объект будет повторять все ваши движения на игровой сцене. Вам нужен только смартфон с поддержкой ARCore. Для отслеживания — забудьте о датчиках и камерах, они вам больше не нужны».

Приложение-джойстик Михаил Буравков хочет сделать бесплатным и даже создать открытый доступ к плагину и исходному коду, чтобы другие разработчики могли работать с ним на своих платформах для решения своих задач.

Сгореть в виртуальном пожаре

О работе и планах на будущее

Виртуальный симулятор катастроф — основное направление деятельности ByOwls. Как рассказывает Михаил, при каждом заказе нужно сначала оценить проект, создать прототип, затем приступать к разработке. Иногда составление одного технического задания занимает несколько месяцев. Сложность проекта зависит от игровой логики и количества условий симуляции. По словам Михаила, легким проектом можно считать такой, который включает в себя просто создание уровней, то есть локации, рендер сцены (получение изображения по определенной модели), разработку несложной логики с 1–2 задачами. Возможна разработка самого простого симулятора без мультиплеера и подробной детализации. Если же игровых задач несколько, это уже сложный проект, работа над которым составляет от 3 до 6 месяцев.

В настоящее время в ByOwls работают 10 разработчиков и 5 дизайнеров удаленно. Компания получает в год примерно 5 крупных проектов и около 20 небольших. К ее услугам обращаются авиакомпании, электростанции, нефтяные компании, заводы. Клиентов находят на бизнес-форумах, через соцсети. Михаил Буравков считает, что заказчиков у его компании все же немного, и в будущем ByOwls собирается расширяться или самостоятельно, или за счет инвестиций. Сейчас с Михаилом ведет переговоры о слиянии шанхайская дочерняя компания Microsoft — Shanghai Wicresoft, но к чему они приведут, пока неизвестно.

По словам Михаила Буравкова, он хотел бы быть полезным не только за границей, но и в своей стране — Украине. Разработчик надеется, что крупные компании станут более открытыми в отношении технологий и благодаря его стартапу сотрудники предприятий будут легко справляться с опасными ситуациями.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья