ENG
В мире, Стартапы

Шведы пересядут на электромобили

Карбоновый корпус, джойстик вместо руля и никаких педалей. Шведский стартап Uniti разработал свою версию городского электромобиля и намерен в 2020 году потеснить на рынке Tesla. К этому времени, по прогнозу McKinsey&Company, мировой объем продаж электромобилей вырастет в четыре раза и составит около 4,5 млн машин. На что делают ставку шведы? 

Университетский задел

Два года назад основатель стартапа Uniti Льюис Хорн (Lewis Horne) не ходил на работу — он на ней практически жил. Небольшая кровать в одной из комнат офиса, пара свежих рубашек и душ — этого было достаточно на первое время. Отдаваться работе полностью — ключ к пониманию успеха Льюиса Хорна. В 2012 году он основал в Лундском университете, в котором прежде учился, Центр социальных инноваций. Сначала проект электромобиля Uniti One был частью студенческого исследования, но в 2016 году перерос в многообещающий стартап.

«Мы хотели переосмыслить автомобиль с нуля, — объясняет Хорн, — и создали машину с электродвигателем в центре вместо того, чтобы просто разрабатывать механические свойства эры двигателя внутреннего сгорания. В результате получился легкий электрический автомобиль, который может похвастаться интуитивно понятным пользовательским интерфейсом на платформе, обладающей высокой масштабируемостью. Помимо этого, на протяжении всего жизненного цикла он выделяет намного меньше углерода, чем другие электромобили».

За 5 млн шведских крон, необходимых для создания прототипа Uniti One, стартапер отправился на местную краудфандинговую площадку. Нужная сумма набралась за два дня после начала кампании. В проект вложились 570 инвесторов со всего мира. С миру по нитке — в 2016 году стартап собрал в общей сложности 12 млн шведских крон (около $1,35 млн — ред.). Позже проектом Uniti One заинтересовались Nvidia, Siemens, Eon, Kuka Robotics и Fanuc Robots. Они стали партнерами шведского проекта, который сумел за два года привлечь венчурный капитал в размере 55 млн шведских крон (€5,5 млн).

Футуризм в чистом виде 

Команда Uniti One, в которой на пике работало 100 человек, включая студентов-диссертантов и стажеров (сейчас штат сократился до 40 сотрудников — ред.), занималась проектированием идеального городского электромобиля несколько лет.

«У нас есть один год для разработки продукта, пока мы переходим к производственным моделям», — поясняет основатель проекта Льюис Хорн.

Компания Uniti One еще не начала производство, а уже собрала предзаказы на сумму свыше $58 млн, клиенты до сих пор могут зарезервировать электромобиль за депозит в размере $170. Как шведский стартап собирается конкурировать с ведущими производителями электромобилей?

Напрямую Uniti One не соревнуется с Tesla, хотя как посмотреть. Она в несколько раз дешевле — ориентировочная цена в рознице €14900. У нее футуристический дизайн — мечта Илона Маска! Вместо руля джойстик, никаких педалей и приборной панели — данные проецируются на лобовое стекло. Шведский двухместный автомобиль (место пассажира располагается за сидением водителя) разгоняется до 130 км/ч и может проехать на одном заряде до 300 км. У машины есть аварийный аккумулятор, который легко снимается и заряжается в домашних условиях. Отличительной особенностью Uniti One является корпус из перерабатываемого углеродного волокна и органических композиционных материалов. За свой жизненный цикл электромобиль, по словам Хорна, будет излучать на 75% меньше углерода, чем его конкуренты.

«У нас есть соперники во всем мире, — говорит он, — но наша конкурентоспособность основана на истории бренда, дизайне и опыте автомобиля, особенно на цифровом опыте. Он уникален».

Весной этого года партнер проекта, компания Siemens, объявила, что построит фабрику Uniti в Ландскроне.

«Все разработки производственного автомобиля и производственной линии происходят в системах Siemens Software», — добавляет Хорн.

Курс на Европу

Первую партию электромобилей объемом меньше 20 тыс. штук стартап намерен производить на заводе в Мальме, на юге Швеции в 2019—2020 году. Со временем, по словам предпринимателя, Uniti One откроет производственные площадки в нескольких странах.

«Наша стратегия включает локализованное производство, — объясняет он. — Когда мы придем, например, в континентальный Китай, также откроем производство на месте».

Льюис Хорн трезво оценивает продажи: в 2020 году они будут небольшими. Спрос увеличится в 2021-ом — объем продаж может достигнуть 50 тыс. машин в год. С первой партией электромобилей стартап намерен выйти в Европу. В приоритете страны, где зашкаливает количество инициатив по пересадке граждан на электромобили, — Швеция, Норвегия, Великобритания, Нидерланды и DACH-регион (немецкоговорящие страны — ред.).

В Норвегии, например, государство уже давно освободило покупателей электромобилей от ввозной пошлины и дорожных налогов, а также сделало бесплатной парковку и зарядку машин. В Швеции между аэропортом Стокгольм‐Арланда и транспортным узлом за пределами столицы сделали дорогу, на которой можно зарядить аккумулятор электромобиля, не останавливаясь, — прямо по ходу движения. В асфальт вмонтированы специальные рельсы, по которым проходит электрический ток. Помимо этого, здесь с разной периодичностью запускаются специальные бонусные программы: к слову, энергетическая компания E.ON объявила о спецпредложении — при покупке Uniti One граждане Швеции могут 5 лет заряжать электромобиль бесплатно.

«Со временем мы охватим больше европейских стран. Следующий этап — Азия, — планирует Льюис Хорн. — Если возникнет достаточный интерес, и он приобретет стратегический смысл, можем выйти на российский рынок».

К 2020 году предприниматель намерен построить пятиместный электромобиль, а через несколько лет — довести продажи Uniti One до нескольких сотен тысяч единиц в год.

У Uniti One нет права на ошибку — автоиндустрия слишком стремительно меняется. Ведущие компании продвигают свое видение будущего автомобиля. Машина, как второй дом, — уже давно больше, чем концепт. Ford подключил смарт-динамик Amazon Alexa к своим новым автомобилям, а BMW строит кары с откидывающимися сиденьями и встроенными телевизорами.

«В наши транспортные средства также интегрируют эти интеллектуальные системы, технологии блокировки и беспилотные системы. Но основная тенденция, в рамках которой мы разрабатываем продукты, — это мобильность как услуга (MaaS)», — говорит Льюис Хорн.

В качестве примера «мобильности по требованию» он приводит каршеринг через мобильное приложение — уже сейчас людей больше интересует скорость передвижения и его стоимость. В обмене автомобилями приложение показывает, где находится ближайшая машина. Пользователь открывает ее с помощью приложения, доезжает до конца своего маршрута и оставляет авто закрытым, чтобы следующий человек мог воспользоваться им. Оплата взимается за одну поездку. Выгода очевидна — не нужно платить за страховку, техосмотр и нести другие расходы за обслуживание автомобиля. Будущее автоиндустрии, тем более Uniti One, по мнению Льюиса Хорна, немыслимо без подобных технологий.

Автор: Ольга Гриневич

Фото представлены Uniti

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья