ENG
Добавить в избранное
Мнение, Финансы

Система быстрых платежей для бизнеса

Алексей Трегубов

Алексей Трегубов

Бизнес-директор «Делобанка»

Система быстрых платежей (СБП) работает уже два года. Сегодня СБП подключили более 200 банков, а оплату по QR-коду ― около 60. В августе зафиксировано 98 тысяч субъектов МСП, подключенных к приему оплат в СБП, с оборотом более 21 млрд рублей через эту систему. Эти показатели за 2021 год продемонстрировали уже семикратный рост. Однако многие предприниматели все еще не доверяют новой системе. В первую очередь это связано с недостатком информации. Как работает система быстрых платежей для бизнеса?

Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Способы применения

Есть статический код для оплаты ― на получателя-магазин в целом, на единицу товара для всех покупателей (по сути, это ценник услуги), есть динамический ― на корзину покупок, заказ для каждого покупателя и сделку.

Причем СБП ― не только QR-код, который можно показать, например, на экране POS-терминала, кассы, на странице интернет-магазина или распечатать на накладной, прикрепить к пакету, посылке и передать курьеру. По сути, это платежная ссылка, которая может содержаться в кнопке на сайте или в мобильном приложении для вызова на смартфоне покупателя приложения банка для оплаты.

СБП дает возможность поместить информацию об оплате в платежную ссылку или в NFC-метку. То есть при оплате клиент может как отсканировать QR-код, так и поднести смартфон к терминалу или нажать кнопку «оплатить» на экране своего смартфона. В любом случае он попадет в банковское приложение, где ему нужно будет подтвердить платеж.

Подключение

Подключение торговой точки или услуг занимает буквально несколько минут. Для бизнеса доступны различные способы приема оплат через СБП ― от формирования QR-кодов и платежных ссылок в личном кабинете, до терминала и кассы или сервиса для онлайн-торговли.

Для особых случаев и клиентов предусмотрено и подключение через API и проект встройки СБП в приложение или сервис бизнеса клиента: это занимает в среднем около двух недель. Даже при самых сложных интеграциях, например оплате в приложении, компании не нужно получать сертификат безопасности PCI DSS, так как СБП не требует от пользователя ввода данных о карте. Это тоже экономит время и деньги.

Безопасность платежей

Все банки заботятся о безопасности своих приложений. Если клиент доверяет банку и управляет своими средствами через его приложение, он может спокойно проводить оплату через СБП, так как она проходит внутри приложения банка, в которое пользователь попадает с помощью пароля или Face ID.

При совершении оплаты через СБП онлайн покупателю не нужно вводить данные банковской карты, а значит, можно не переживать, что они попадут к мошенникам, если сайт фишинговый. Более того, для покупателей Национальная система платежных карт (НСПК) выпустила универсальное приложение «СБПэй», которое работает независимо от конкретного мобильного банка, сразу с несколькими банками владельца карты.

Экономия средств и программа лояльности

Система быстрых платежей выгодна самим предпринимателям, так как она помогает сэкономить деньги компании на подключении и сопровождении классического эквайринга, а именно ― на покупке терминала и программного обеспечения. Кроме того, СБП дает бизнесу более низкие комиссии: так, при куайринге комиссия составляет не более 0,7%, а при эквайринге ― до 4%. К тому же операции можно проводить круглосуточно, а средства поступают в течение нескольких секунд на банковский счет, так как система не зависит от человеческого фактора.

Все эти преимущества стоимости СБП дают рост прибыли в торговле и услугах. Например, при торговой наценке 15% рост прибыли составляет до 20%.

Некоторые предприниматели считают, что оплата через СБП снижает конверсию, так как клиенты не хотят вникать в новый способ оплаты. Однако никто не запрещает бизнесу предложить клиенту два варианта оплаты: картой через терминал или по QR-коду.

Новые функции СБП для бизнеса

Подписка. В августе этого года стали тестировать так называемую «систему подписок». По такой схеме уже работают сервисы такси, агрегаторы доставки еды и различные приложения с ежемесячным платежом: нужная сумма списывается со счета без подтверждения оплаты от клиента. Пользователи соглашаются на оплату товара или услуги, при потреблении которых ими регулярно будет производиться автоматическая оплата через СБП. Со своей стороны клиенты-покупатели смогут как создавать, так и в любой момент отменять такие подписки, а также устанавливать лимиты списания.

Зарплата. Сегодня ЦБ, НСПК и банки пилотной группы занимаются разработкой нового сервиса для бизнеса ― перечисление зарплат по номеру телефона. Благодаря этому компании смогут сэкономить на ведении бухгалтерии, а сотрудники не будут связаны с конкретным банком. Сотруднику достаточно будет самому привязать к телефону банковские счета и получать деньги туда, куда удобно в конкретный период времени.

Недоверие и страхи перед новым сервисом постепенно проходят с развитием банковской отрасли в целом и самой СБП. Конечно, оплата картами еще долгое время будет оставаться самым востребованным способом платежа, но система быстрых платежей набирает популярность очень быстро и в будущем будет способна конкурировать с классическими платежными сервисами. Так, в «Делобанке» мы видим ежемесячный 20%-й рост доли оплаченных покупок и услуг в СБП и прогнозируем, что доля платежей через СБП увеличится до 15% в объеме всех оборотов, включая карточные.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья