ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции

Скрестить Сбербанк с такси и едой

Сегодня Сбербанк и Mail.ru Group (MRG) объявили о создании СП, которое будет работать на крупнейших онлайн-рынках — заказа такси и доставки еды из ресторанов. Часть активов обеих компаний войдет в новую O2O-платформу (online-to-offline), которая оценивается в 100 млрд рублей и в течение нескольких лет может выйти на IPO.

Скрестить Сбербанк с такси и едой
Евгений Биятов / РИА Новости

Обязывающее соглашение будет подписано осенью, до этого сторонам предстоит подготовить достаточно объемный пакет документов и получить одобрение Федеральной антимонопольной службы. По оценке аналитиков, на еду и транспорт россияне тратят примерно половину семейного бюджета. В течение трех лет совокупный размер этих потребительских рынков в России достигнет триллиона рублей.

Партнерство паритетное: Mail.ru Group отдает в СП свой сервис доставки Delivery Club и часть (22,69%) такси-агрегатора «Ситимобил». Также в пользу нового СП будут переданы миноритарные доли и опционы в сопредельных проектах. Денежные вложения составят 7,7 млрд руб.

Как считает гендиректор MRG Борис Добродеев, партнерство позволит ускорить траекторию развития активов Delivery Club и «Ситимобил». Но эти два сервиса — только начало более крупного О2О-холдинга по примеру китайской платформы Meituan. Сбербанк участвует в СП преимущественно деньгами — вносит около 38 млрд руб., а также 35-процентную долю в компании Foodplex.

Согласно договоренностям, в течение года после заключения сделки партнеры внесут дополнительно до 18 млрд рублей. По словам первого зампреда правления банка Льва Хасиса, по итогам 12 месяцев будет оценен набор ключевых финансовых и операционных показателей, и в зависимости от их выполнения будет сформирован окончательный размер инвестиций. От этого зависит и окончательная оценка долей в СП — сегодня она колеблется от 37 до 52 млрд рублей.

Сами бренды в рамках СП менять в ближайшее время не планируют, так как они уже обладают большой силой и узнаваемостью. Как сообщил Лев Хасис, текущие менеджеры Delivery Club и «Ситимобил» продолжат управлять активами. Кандидатура руководителя нового холдинга еще не обсуждалась. В совет директоров СП войдут по три члена от Сбербанка и MRG, одно место зарезервировано для независимого члена.

«Мы в Сбербанке очень любим партнерства, — прокомментировал создание СП Лев Хасис. — У нас есть совместные успешные бизнесы с АФК “Система”, “Газпромбанком”, “Яндексом”, “Рамблером”. Наконец-то у нас появилась возможность сделать большой совместный проект с ведущим российским интернет-холдингом».

Многих удивило, что партнером Сбербанка в новом СП стал MRG, а не «Яндекс», у которого тоже есть сервисы доставки еды и заказа такси. Журналисты поспешили объявить о начале войны Сбербанка с «Яндексом» накануне IPO «Яндекс.Такси». Лев Хасис призвал не спекулировать на этой теме и не вбивать клин между Сбербанком и «Яндексом».

«С “Яндексом” у банка есть два больших и очень успешных партнерства: одно из них в области финансов — это “Яндекс.Деньги” и второе — в области электронной коммерции — “Яндекс.Маркет”, — подчеркнул топ-менеджер Сбербанка. — Оба эти бизнеса имеют набор симметричных соглашений по исключению конкуренции. Мы свято их соблюдаем, при этом имеем право развивать такие сервисы, как такси и доставка еды из ресторанов как отдельные бизнесы. Сам “Яндекс” это очень успешно делает, теперь и мы фактически становимся игроками этого рынка. Никакой конфликтности не видим».

Кроме того, по словам Льва Хасиса, партнерство с Mail.ru Group наилучшим образом отражает политику Сбербанка в отношении диверсификации партнерств.

MRG начала поиск стратегического партнера осенью прошлого года, правда, тогда в периметр предполагаемой сделки включались «съедобные» активы и классифайд «Юла». Как заметил гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев, «Ситимобил» не упоминался, но подразумевался.

«Поиск инвестора заставил нас серьезно проанализировать имеющиеся активы, и в ходе анализа мы поняли, что есть существенная синергия между бизнесом доставки еды и такси. Если вы посмотрите на российские и мировые аналоги — это Uber и Uber Eat, “Яндекс.Такси” и “Яндекс.Еда”, в Индии компании из еды идут в такси и наоборот», — отметил Борис Добродеев.

При этом в Mail.ru Group считают классифайд-проект интересным и стратегическим, но он плохо вписывается в текущую сделку со Сбербанком. В итоге в компании историю решили разделить. По словам Добродеева, «Юлу» оставляют внутри группы в виду большой синергии с рекламными продуктами MRG — «Таргет» и «ВКонтакте».

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья