ENG
Добавить в избранное
В мире, Стартапы

Сначала бизнес, потом идея: открыть сеть кофеен в Праге

Егор Колпаков всегда знал, что будет предпринимателем. После окончания школы он уехал в Великобританию, но через два года изменил намеченный план и поступил в университет в Чехии. На первом курсе молодой предприниматель запустил кофейню в сегменте specialty coffee. Сейчас под брендом The Miners работает семь заведений. В интервью «Инвест-Форсайту» Егор рассказал, почему ему сначала не нравилась Чехия, в чём особенность местного кофейного рынка и как его сети удалось вырасти в COVID-19. 

Рациональный выбор

В 2013 году после окончания школы в Борисоглебске я решил, что хочу получать высшее образование в другой стране. В более красивой, перспективной и дружелюбной, чем Россия. Но в городе Оксфорд, куда я приехал поступать в вуз, мне пришлось проучиться два года в высшей школе. Потому что британская система среднего образования сильно отличается от российской — здесь учатся 13 лет. В Великобритании у меня был друг из Чехии. Однажды мы с ним просто сравнивали цены на образование и жизнь. На фоне Англии Чехия явно выигрывала.

Обучение в Великобритании сильно било по бюджету моей семьи. К тому же я понимал, какая судьба меня ждет, если останусь в Англии. Скорее всего, после окончания университета пришлось бы устроиться в корпорацию. А мне очень не хотелось идти в наёмные сотрудники. Ещё в 14 лет я решил для себя, что буду заниматься предпринимательством. Так я сменил курс и оказался в Чехии, где по сравнению с Англией всё дешево. До окончательного переезда я был в Праге проездом около 3 дней или чуть больше. В тот момент я уже примерно понимал, чего ждать в этой стране.

Отношения с городом

Сначала мне не нравилась Чехия. Я сравнивал ее с Англией, и Республика проигрывала ей в плане колорита, энергии и архитектуры. Всё-таки СССР сильно повлиял на облик Праги, если говорить про спальные районы, и частично — на местный менталитет. Под «колоритом» я имею в виду смесь разных национальностей и культур на улицах города, а не формат, — украинцы, русские и чехи. Мне нравится, когда люди выбиваются из серой массы и выглядят экспрессивно. В этом плане Чехия — скучная страна. Но осознание того, что мне будет проще строить свою предпринимательскую карьеру здесь, чем в Англии, перевесило эти и другие минусы. С каждым годом моё отношение к Чехии менялось, и сейчас я всё больше чувствую, что это мой дом.

Первые проекты 

После переезда я поступил в Anglo-American University на специальность «бизнес-администрирование». По местному законодательству предпринимательская виза выдается после 5-летнего непрерывного пребывания на территории Чешской Республики, поэтому я растягивал свое обучение как мог и выпустился в 2019 году. Бизнесом начал заниматься с первого семестра. Сначала участвовал в студенческих проектах. Спустя месяц после приезда мы с другими студентами собрали команду из 20 человек и продавали билеты на проходящие в Праге русские мероприятия. Параллельно с этим проектом я плавно готовился к открытию кофейни BarryHiggel’s, которую запустил в 2016 году, спустя полгода после переезда.

Почему кофе? Я, как и многие, романтизировал кофейный бизнес. Но кофе — это сложный и увлекательный бизнес со своей спецификой и набором заблуждений. Одна из самых больших иллюзий — высокая маржа. Хотя это может быть справедливо для коммерческого сорта кофе, когда дело доходит до покупки кофе в сегменте specialty coffee (кофе повышенного качества), маржа, конечно, ниже. На запуск BarryHiggel’s я одолжил Ђ50 тыс. у родителей. (Обучение в Праге было дешевле, чем в Англии, и позволяло им сэкономить такую сумму в год.) BarryHiggel’s попал в третью волну specialty coffee. Наша идея заключалась в том, чтобы объяснить людям: хороший кофе — это не просто горький экспрессо. Кофе specialty-сегмента собирают вручную на небольших фермах. Каждая чашка такого напитка отражает конкретное место и сезон выращивания.

Тогда сегмент specialty coffee только развивался, мы были в первой десятке проектов в Праге. Мы хорошо изучили рынок Чехии: сейчас у нас больше информации о нём, чем у любого другого игрока. Это дало мне сил сделать рывок со второй компанией The Miners. Я запустил проект в соучредительстве с двумя бизнес-партнерами. Сейчас у нашей сети — 20 акционеров. В конечном счете мы выкупили BarryHiggel’s, он вошел в состав акционерной компании The Miners. Сейчас под этим брендом в Праге работает 7 кофеен; в 2022 году мы планируем открытие одной, а лучше двух, точек в Барселоне. Помимо этого, в прошлом году мы запустили свое обжарочное производство в Праге и скоро откроем пекарню.

Ошибки и выводы

Любой бизнес — это вызовы. Пока решаешь одну задачу, возникает другая. Но иначе невозможно — закончатся вызовы, закончится бизнес. Если говорить о первых ошибках, то небольшой промах я совершил, когда открыл BarryHiggel’s чуть дальше от центра, в Праге-7. При выборе места я сделал ставку на открытие рядом офисных зданий. Мой расчёт оправдался, проект вскоре вышел в плюс. Но само расположение не позволило бы BarryHiggel’s стать большим сетевым проектом.

Второй момент, который стоит понимать, — твой бизнес никому не нужен, кроме тебя. Проблема всей кофейной индустрии заключается в том, что многие строят бизнес на идее — «вот открою кофейню, все будут ходить и всем будет нравиться, что я делаю». По факту всем всё равно — в этом виде бизнеса жёсткая конкуренция. Поэтому сначала нужно делать бизнес, а потом — идею. Сейчас масса «идейных» кофейных проектов закрылась. Это также стоить понимать, когда работаешь с персоналом. Расставлять приоритеты и проводить чёткие границы — мы не друзья, есть жесткие правила, которые нужно соблюдать.

В начале мне казалось, что сотрудники будут развиваться внутри компании и в конечном счете займут позиции в менеджменте. Сейчас, когда нас уже 50 человек, понятно: топ-менеджмент придется набирать из других компаний. Чехи, как многие европейцы, наслаждаются жизнью «здесь и сейчас». Нам же, иммигрантам из стран СНГ, хочется быстро вырасти, и свою жизнь мы часто откладываем на «потом». Работаем 24 на 7 365 дней в году. Поэтому мне до сих пор удивительно: если человек хочет развиваться в кофе, почему бы не двигаться дальше и пойти, например, в обжарку?

Бизнес по-чешски 

Прага — идеальный город для жизни. Размеренный и спокойный. Люди живут сегодняшним днём. Но прежде чем строить здесь кофейный бизнес, важно знать два ключевых момента. Во-первых, вас ждут долгие согласования с чиновниками. Один из акционеров The Miners раньше жил в Англии, а потом переехал сюда. В Великобритании мы могли бы получить некоторые лицензии в течение недели или даже дня, а здесь этот процесс занимает до 9 мес. Поэтому многие наши проекты отстрачиваются на год. С одной стороны, бюрократия тормозит бизнес, с другой, она понятная и без сложных правил. Мы разобрались в местных законах, и сейчас плаваем как рыбы в воде.

Во-вторых, в Праге очень много «бабушкинских» кофеен. Некоторые из них открылись вчера, но кажется, что существуют уже 20 лет. Это плохо обставленные помещения со старой мебелью, сделанные по принципу «дёшево и сердито». Самое парадоксальное, что многим горожанам такой формат нравится больше, чем красивый дизайнерский продукт.

Энергия Нью-Йорка 

Сейчас в Праге specialty coffee никого не удивишь, поэтому с The Miners мы разработали другое позиционирование. Запуская проект, мы хотели привнести в тихую Прагу атмосферу Манхеттена в частности и Нью-Йорка в целом. Наша цель — показать людям, что нет ничего невозможного. Мне кажется, у нас это хорошо получилось. Многие приходят к нам за атмосферой, а не за кофе. Наша целевая аудитория разного возраста — люди, которые хотят создавать что-то новое и создают. Про таких часто говорят — «у них горят глаза». Если вы зайдете в The Miners, увидите что-то вроде коворкинга. У нас за чашкой кофе (средний чек — от 120 CZK) проводятся деловые встречи. Люди работают. Общаются. Молодёжи явно больше, но прогрессивные бабушки тоже заходят. Одна из них, вся в татуировках, приезжает на велосипеде. Следом за ней едет внук в чёрном плаще. Они вместе пьют кофе и выходят покурить на улицу. Это очень круто.

Как мы выросли в COVID-19

Когда началась пандемия и всё закрылось, мы как раз открывали свой обжарочный цех в Праге. Тогда мы думали, что обанкротимся. В последний момент один из инвесторов, который обещал профинансировать проект, отказался от нас. Но мы справились собственными силами. Теперь ничего не страшно!

Сейчас нам проще привлекать капитал — в нас инвестируют, потому что знают, через что мы прошли и как с этим справились. В COVID-19 наши кофейни работали «через окно». Мы быстро сориентировались и сменили продукцию, которая употреблялась внутри кофейни, на то, что можно взять с собой. Грубо говоря, ушли от тортиков к булкам.

Хорошую поддержку оказала Чешская Республика. В самом начале пандемии правительство покрывало 70–80% аренды. Мы также смогли договориться с арендодателями, чтобы они закрыли оставшуюся часть. Некоторое время у нас были бесплатные помещения. Государство дало нам отсрочку с НДС — его можно было заплатить через год. Основную часть затрат на персонал правительство тоже взяло на себя. Так мы остались на плаву и увеличили прибыль в несколько раз. У нас появились средства на запуск цеха по обжарке. А его открытие в свою очередь позволило существенно сэкономить на затратах. В итоге за время пандемии мы открыли еще несколько локаций, а наш оборот вырос в четыре раза.

Планы на франшизу

Сейчас все кофейни The Miners работают без нашего участия. Они держатся на отдельных менеджерах. В последних трех кофейнях, которые недавно открылись, я был всего два раза — чтобы проверить помещение. Это показатель нашей готовности к франчайзингу. Как только мы поймем, что у нас отработана схема и достаточно информации, мы сделаем пробные варианты. Эти франшизы будут гораздо дешевле, все точки будут запускаться под нашим усиленным контролем. Но поскольку мы не стремимся в сотни локаций — в ближайшие четыре года не хотим перешагивать отметку в 50 мест, то у нас будет ограниченное количество предложений по франшизе. И они будут дорогими — ближе к ценам Starbucks.

Автор: Ольга Гриневич

Фото предоставлено компанией The Miners

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наша страница в Facebook
Наши телеграмм-каналы:
Стартапы и технологии
Коронаэкономика
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья