В среде работающего населения и руководителей и владельцев бизнеса наблюдается явный недостаток знаний о способах и порядке сохранения коммерческой тайны. Правоотношения по теме коммерческой тайны регулируются федеральным законом № 98-ФЗ от 29.07.2004 (в редакции от 09.03.2021). Там все и описано. Но для тех, кто любит тексты с комментариями, продолжаем наш обзор.
Откровенная неграмотность бизнеса в теме коммерческой тайны приводит к тому, что большинство коммерсантов воспринимает коммерческую тайну на бытовом уровне: как набор неких секретов, которые имеются в фирме, причем к тайне относится вообще любая информация, которая приходит в голову, — начиная от выручки предприятия и заканчивая списком клиентов и закупочными ценами (что, конечно, так и есть, но в смысле закона надо немало сделать, чтобы эти сведения стали коммерческой тайной).
Ввиду неграмотности и работников тоже многие фирмы поступают просто — при приеме на работу принуждают сотрудников подписать бумагу, что они осведомлены об ответственности за разглашение коммерческой тайны. Это прекрасный, но абсолютно бесполезный в смысле закона инструмент. Бумага предназначена не более чем для психологического влияния на сотрудников. Забавно, что, скорее всего, обе стороны даже не догадываются, что эта бумага ровно ничего не означает. Это документ чисто психологического свойства.
Для начала надо определить, что такое эта самая «коммерческая тайна». Очертить круг информации, охватываемый этим понятием. Как минимум это информация, которая не известна третьим лицам и представляет собой потенциальную коммерческую ценность. Она может быть зафиксирована на любом виде носителя: бумага, дискета, каменное изваяние. Важно, что это не устная информация, а информация на носителе. При этом никакая незаконная информация коммерческой тайной быть не может.
Что может и не может быть коммерческой тайной
Любая информация, которая может представлять ценность для третьих лиц, если попадет им в руки, может быть коммерческой тайной. Не могут быть ею сведения, которые указаны в статье 5 закона «О коммерческой тайне». Эта статья как раз и указывает, что не может быть коммерческой тайной.
Важно знать, что заработные платы персонала и система оплаты труда тоже не могут быть коммерческой тайной. Работодатели нередко пытаются запретить персоналу разглашать свою зарплату. Это можно даже записать в договоре при приеме на работу. Но при разглашении этих сведений привлечь персонал к ответственности невозможно. Не надо только путать систему оплаты труда, зарплаты и персональную информацию сотрудников. Ее положено охранять по другому закону — 152-ФЗ, закону «О защите персональных данных».
На первый взгляд все просто. Но для того чтобы сотрудник был обязан хранить сведения, составляющие коммерческую тайну, так, чтобы его можно было привлечь к ответственности за ее разглашение, надо соблюсти еще ряд условий.
Для начала предприятие должно иметь перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, описание способа ее сохранения, места хранения и определить порядок допуска к коммерческой тайне персонала. Этот документ может называться, например, «Положение о сохранении коммерческой тайны». В самом документе или в виде приложения к нему должен быть определен перечень сведений, которые ее составляют.
И вот тут наступает первая сложность. Перечень сведений не может быть не конкретным. В законе определено, что это сведения любого характера, но речь идет о конкретных сведениях. То есть не вообще «все закупочные цены», а конкретные цены на конкретные товары или услуги от конкретных поставщиков.
Тут появляется вторая сложность. Все сведения, которые предприятие хочет сохранить, надо внести в перечень информации, составляющей коммерческую тайну, и под расписку ознакомить с этой информацией каждого конкретного сотрудника.
А теперь представьте себе, как все это могло бы быть организовано. Постоянно меняющиеся цены поставщиков, уровень наценки, объемы закупок клиентами надо ежедневно вносить в перечень сведений и получать подпись от допущенных к этой тайне сотрудников, что они ознакомлены с тайной.
Без автоматизации и цифровизации (организация подписания электронной подписью сотрудников) процесс практически не осуществим и не управляем. Таким он фактически и является — никаким на большинстве предприятий. А когда случается утечка информации, например уволился закупщик и ушел работать к конкуренту со всеми контактами и ценами, тогда на предприятии начинается скандал и крики «не уберегли!». Проходит неделя, другая, несколько совещаний по теме коммерческой тайны и как ее спасти от врагов. Дается поручение кадровой службе срочно со всеми подписать!
Затем наиболее упорный сотрудник открывает и вычитывает ФЗ 98. После еще пары дней обсуждений руководство наконец понимает: «все сложно». И принимается судьбоносное решение: кадровики должны, как и раньше, напугать персонал — снова со всеми подписать «положение о коммерческой тайне», которое, как обычно, сформулировано общими словами и не ведет ни к каким правовым последствиям. На том дело обычно и кончается.
Как быть? Вводить сложнейшие процедуры по ведению огромного перечня сведений и постоянному подписанию этого перечня персоналом после ознакомления? Так поступают крайне редко еще и потому, что судебных перспектив дела о разглашении практически не имеют. Причин этому четыре.
Для начала, требуется доказать наличие факта разглашения конкретным сотрудником конкретных сведений конкретным третьим лицам. Далее — требуется доказать наличие нанесенного ущерба. Третьим пунктом надо доказать размер ущерба. А вот у сотрудника всегда остается возможность заявить, что работодатель не предпринял необходимые меры для обеспечения режима коммерческой тайны. И не забываем, что сами сведения должны быть конкретно предоставлены конкретному сотруднику по подпись. А вообще, возможно ли все это? И не будет ли превышать стоимость всех мероприятий размер нанесенного ущерба?
Есть еще один немаловажный аспект. С одной стороны, чтобы привлечь сотрудников к ответственности, требуется их ознакомить с коммерческими тайнами. Но чаще всего эти тайны общедоступны внутри организации — и сотрудники просто пользуются при работе этой информацией. Возникает дилемма. Например, сотрудник отдела продаж может увидеть закупочные цены. И чтобы они стали выданной ему коммерческой тайной, его надо с этими ценами ознакомить под подпись. Но вы вовсе не хотите этого делать. Знакомить сотрудников с лишними для их работы сведениями. Тут мы приходим к главному действенному способу сохранения тайн.
Разграничение компетенций
Как это работает? На предприятии, там, где это возможно, сотрудники работают исключительно с той информацией, которая им необходима для работы. И никакая другая информация им не предоставляется ни административно, ни через системы CRM, ERP, DRP и прочие. Одни сотрудники знают закупочные цены, другие — уровень наценки, третьи — условия поставок. Причем только по тем товарам, с которыми сотрудники работают. Если предпринять меры для обеспечения такого разделения, при увольнении конкретного сотрудника ущерб предприятию будет нанесен минимальный. Разграничение компетенций скорее даже похоже на философию ведения бизнеса и элемент бизнес-культуры.
Запрет на профессию
У вас увольняется ценный сотрудник, знаток ваших коммерческих секретов. Технически, сотрудники, получившие доступ к коммерческой тайне на своем рабочем месте, обязаны ее хранить даже после увольнения. Но как вы это проверите и как докажете, что конкретный человек, работая уже в другой фирме, разгласил ваши сведения? Что это были его действия, а не действия третьих лиц? Доступа к данным новой фирмы, где он теперь работает, у вас нет. Доказать, что сведения были переданы, а не получены заново, крайне сложно.
Для особо ценных сотрудников, которые имеют серьезный доступ к информации вашей фирмы, можно предложить выходной опцион с запретом работы в определенном секторе бизнеса. Например, ваш увольняющийся коммерческий директор (а вы производите и продаете квас) может пойти работать к вашим квасным конкурентам, а может — к производителям колбасы. Заключайте с ним договор о неконкуренции на три года и платите ежемесячно разумную сумму денег. А через три года ваши тайны достаточно устареют (как минимум за счет инфляции) — и необходимость в их сохранении отпадет сама собой.
Особо ценные сведения
Соблюсти все требования федерального закона «О коммерческой тайне» в отношении всей существующей на предприятии информации почти невозможно. Однако выделить особо важные категории и в них — узкий набор сведений и круг лиц, к ним допущенных, гораздо легче, чем массово охранять любую информацию. Обычно такие сведения меняются нечасто, как нечасто меняется круг работающих с ними лиц. А вот потери при утрате контроля за этими тайнами могут быть существенными.
Что это может быть? Технологические секреты в виде ноу-хау, ведущиеся технологические разработки, детали коммерческих договоров, планы развития, отчеты о результатах маркетинговых исследований, данные о найденных вами месторождениях золота.
Что не следует включать в коммерческую тайну
К примеру, личные сведения о руководстве и акционерах предприятия. На первый взгляд кажется, что эти сведения надо сохранять. Но ведь перед включением в коммерческую тайну сами сведения требуется разгласить. То есть ознакомить под роспись некую группу сотрудников с этой информацией. В этом случае скорее лучше, чтобы свои тайны хранили сами руководители. Уже полученные предприятием патенты включать в коммерческую тайну бессмысленно, поскольку это публичная информация.
Технологические аспекты хранения тайн
Коммерческие секреты давно не хранятся в виде бумаг. Все лежит в компьютерах, облачных системах, в мессенджерах и электронных почтах. В случае утери секретов персонал всегда имеет возможность сослаться на хакеров, сисадминов, утечку паролей от облачных хранилищ. Наличие технической возможности доступа через компьютер к коммерческой тайне со стороны третьих лиц является основанием для снятия обвинений с подозреваемого в разглашении. Работодатель обязан обеспечить безопасный режим доступа к коммерческой тайне: организация ИТ-инфраструктуры как раз является такой обязанностью.
Моя личная рекомендация для бизнеса — это комбинация двух мер: административное разграничение компетенции и сохранение наиболее ценных сведений в режиме коммерческой тайны. Ответная рекомендация для персонала — требуйте передачи вам сведений, составляющих коммерческую тайну, в виде подписанного положения и конечного конкретного списка передаваемых вам сведений. Вероятность того, что никто вам ничего такого не предоставит, близка к 100%.
В качестве подтверждения своей рекомендации приведу цифры. 1-е дело по статье о разглашении коммерческой тайны (ст. УК 183) было заведено только через 10 лет после опубликования закона. В 2018 году по ст. 183 УК РФ было осуждено всего 22 человека, в первой половине 2019 года — 23 человека.
Читайте также статью Дмитрия Балаблолина Акустическая заморозка — революция в общепите (if24.ru)