Не секрет, что сегодня молодежь из регионов после окончания школы для получения высшего образования и построения карьеры стремится в Москву или Санкт-Петербург, используя институт образования как основное средство социального лифта. И даже увеличение бюджетных мест в региональных вузах не останавливает образовательную мобильность. К сожалению, в регионах социальные лифты уже давно практически не работают. Работа, где по-прежнему отмечается высокая социальная мобильность, — это правоохранительные структуры, такие как полиция, ФСБ, налоговая инспекция, МЧС и другие силовые ведомства. Здесь большая часть сотрудников имеет специальные звания или классные чины. Сначала, к примеру, ты лейтенант, через год-два, как правило, уже старший лейтенант, через три — капитан. Далее, в зависимости от должности, карьерный рост либо замедляется, либо ускоряется. Кроме того, у многих сотрудников есть возможность получить жилье. Какой-либо альтернативы для более высокой социальной мобильности построения карьеры для среднестатистического выпускника общеобразовательных школ нет, особенно для того, кто не обеспечен материально в достаточной степени. Так, у многих молодых людей в регионах нет возможности купить квартиру. У той части молодых людей, у которой квартира все же есть — это, как правило, либо наследство, либо родители помогли взять ипотеку.
Как преумножить достижения родителей, увеличить экономический, символический, культурный, социальный капиталы семьи и семейной группы? Отвечая на этот вопрос, французский социолог Пьер Бурдьё считал, что социальные практики конкретного индивида зависят от социального поля, капиталов (культурного, символического, экономического, социального) и габитуса (определяет место человека в обществе, принцип распределения по классам. — Ред.).
На данный момент многие граждане выбирают направление обучения, не всегда соответствующее их способностям и желаниям. При выборе обучения отталкиваются от ресурсов семьи и своих возможностей. Как результат, выбирают не ту профессию, которую хотели бы. А удовлетворенность работой напрямую влияет на общую удовлетворенность жизнью, так как работа, как правило, занимает по времени большую часть нашей повседневной деятельности.
Раз профессия не позволяет людям самореализоваться, возникают когнитивный диссонанс, фрустрации и депрессии. Человек, получивший не то образование, которое хотел получить изначально, пришел не в ту организацию, о которой мечтал, не может принести ощущение счастья ни себе, ни своей семье, ни тем более пользу обществу и стране.
Не спасают ситуацию даже меры, которые предпринимают работодатели для повышения самооценки людей и повышения удовлетворенности работой: систематические передачи в СМИ про их предприятие, организацию, конкурсы мастерства, заводские слеты молодежи, выпуск книг из серии «династии предприятия», введение знаков «ветеран предприятия», досок почета и многого другого. Часть людей привыкает к реальности, которая их окружает, либо находит иные способы для самореализации и самоутверждения. К примеру, увлечение фотографией, живописью, спортом. Другие «уходят» из реальности посредством спиртного, наркотических средств или сводят счеты с жизнью.
В городах, где есть градообразующие предприятия, не так уж много вариантов с трудоустройством молодежи. При этом ситуация резко ухудшается, если в городе лишь один вуз.
Для выпускников средних общеобразовательных школ, расположенных в моногородах, как правило, характерны следующие модели поведения (речь идет о категории выпускников, которые ориентированы на поступление в вуз). Во-первых, уехать в любой областной город или в города федерального значения: все зависит от интеллектуальных способностей и материальных ресурсов. Во-вторых, поступить в единственный в городе вуз, причем особого значения не имеют ни специальность, ни квалификация — лишь факт получения высшего образования. В-третьих, часть материально обеспеченных выпускников по наставлению родителей предпочитает покинуть страну, чтобы получить высшее образование за рубежом — очень редкое, но все-таки существующее явление для ряда абитуриентов.
Из трех вышеуказанных вариантов самый распространенный, безусловно, второй. Большинство поступило в вуз, только чтобы иметь высшее образование, после его окончания они выбирают работу не по специальности, а там, где высокая социальная мобильность, высокая заработная плата или не очень трудоемкая работа.
Теперь рассмотрим модели поведения выпускников средних общеобразовательных школ, расположенных в областных центрах. Здесь ситуация несколько иная, но в целом схожая. Выпускники, у которых высокие результаты по ЕГЭ и достаточные материальные ресурсы, уезжают в Москву или Санкт-Петербург, чтобы там получить высшее образование и в идеале остаться навсегда. В некоторых случаях получение образования в столице рассматривается как промежуточная ступенька перед отъездом за границу. Но, как правило, отъезд за границу — не изначальная стратегия выпускника школы, а нормальная реакция на сложившуюся ситуацию, новые возможности и перспективы.
Поступают по возможности в самый престижный вуз города, причем не просто в лучший вуз, а выбирают самый престижный факультет вуза. Ряд абитуриентов, несмотря на очень высокие баллы по ЕГЭ и огромные материальные ресурсы, остается в областном городе. Как правило, это относится к девушкам, родители которых, как им кажется, таким образом оберегают тех от нежелательных проблем: алкоголизма, половой распущенности и другого негативного влияния. Незначительная часть абитуриентов сразу после окончания школы покидает страну, чтобы получить высшее образование в странах ЕС или в США.
Как видно из вышесказанного, абитуриенты областных центров находятся в несколько лучшем положении, чем абитуриенты моногородов. В областных центрах еще со времен СССР имеется множество разноплановых вузов, что позволяет абитуриентам выбирать вуз, прежде всего исходя из своих предпочтений.
В настоящее время мы видим, что чем выше продвинулся по карьерной лестнице в своей социальной организации хотя бы один из родителей, тем выше вероятность того, что его дети придут в данную организацию и будут строить в ней свою карьеру. Это четко прослеживается, особенно в регионах.
Для развития страны необходимо выравнивание регионов по уровню социально-экономического развития. Для работы социальных лифтов в регионах необходимо разработать действующие механизмы, позволяющие человеку стать счастливым, всесторонне развитым, а государству — избежать квалификационной ямы.