ENG
Стартапы

Совсем озверели: приживутся ли IT-технологии на рынке зоотоваров

Рынок товаров и услуг для животных растет даже в период экономического кризиса — на домашних любимцах хозяева предпочитают не экономить и продолжают тратиться на корм, уход и игрушки. Так, по итогам 2016 года рынок кормов и товаров для животных в России увеличился на 14,2%, до 166,9 млрд руб., подсчитали в Euromonitor. На будущий год рынку тоже пророчат рост, на этот раз до 190 млрд руб. В основном рынок растет и развивается за счет производства и продажи кормов для домашних любимцев. Именно здесь и пытаются «поймать волну» технологические стартапы, которые предлагают полезные сервисы, прежде всего по доставке корма. Не отстают и инвесторы, которые рассчитывают на успех проектов на российском рынке. 

Художник: Юрий Аратовский

«Шерстоящик» заказывали? 

В российский стартап «Шерстакович», появившийся в феврале 2017 года, пришло уже двое инвесторов — в июле проект получил поддержку Александра Румянцева, почти сразу стало известно о вложениях в стартап компании Realogic (контролирует дизайн-завод «Флакон»).

«Шерстакович» предлагает владельцам домашних животных доставку корма по подписке на дом, а сам корм приезжает к ним фирменных «шерстоящиках» (кошкам они нравятся особенно). Заказ можно оформить на сайте — всего здесь представлено более тысячи видов корма для кошек и собак. Пока услуги сервиса доступны в Москве и ближнем Подмосковье, стоимость доставки составит 200 руб., правда, если цена заказа превысит 2000 руб., доставка будет бесплатной. Расценки на корм сегодня ниже, чем в специализированной рознице, на 15-30%.

Фото: Елена Стрельчик

«Через год мы хотим выйти на 2 000 заказов в месяц, — говорит основатель «Шерстаковича» Иван Залесский. —  Это цифра, для достижения которой нашим прямым конкурентам понадобилось 3 года. Если мы сможем достигнуть ее за 12 месяцев, это будет хороший результат».

Пока у проекта около 50 клиентов, большинство из которых делают заказы уже более 3-х месяцев подряд. Проект предлагает взять на себя постоянный контроль за наличием и заказом корма, освободив владельцев от этого рутинного занятия. Вместо этого можно больше времени уделить отдыху, работе, общению с любимцем, в конце концов.

«В течение месяца мы подключим рекуррентные платежи. Для нас суть подписки именно в возвращаемости клиентов. А со стороны клиента — это уверенность, что ему будут регулярно привозить нужный товар, когда он ему понадобится, и ему не придется прикладывать никаких усилий», — говорит Иван Залесский.

Под надзором Wi- Fi

Не просто доставку корма, а умную кормушку для домашних животных намерен предложить рынку российский стартап Animo, основанный выходцами из «Бауманки». Сначала команда хотела сделать аналогичное устройство для кормления птиц, однако ставку сделали все же на домашних питомцев.

Кормушка Animo позволяет удаленно контролировать питание питомца (пока это кошки и некрупные собаки) — например, через специальное мобильное приложение можно узнать, заканчивается ли корм в устройстве или с каким аппетитом животное ест, что может помочь в диагностике заболеваний на ранних стадиях.  Но главное, кормушка помогает регулировать рацион животного и кормить его в нужном объеме и необходимое число раз в день, в зависимости от веса, возраста, активности и т.д. 

«99% существующих кормушек — просто «будильники», напоминающие, что корм закончился, а владелец уже должен сам задавать объем корма на день. Но сколько его нужно в каждом случае, знают не все, — объясняет Владислав Здоренко.  — У нас подачу можно настроить в три клика, специальный алгоритм рассчитывает, сколько корма требуется именно вашему животному».

Первые кормушки команда изготавливала и предлагала владельцам домашних животных бесплатно в качестве тестовых образцов. Сейчас у стартапа есть 60 предзаказов, 20 из которых уже выполнено. Кормушка работает только с сухим кормом, но подойдет для любого бренда — команда почти полтора года работала над конструкцией, чтобы корм самой разной формы и размера не застревал в устройстве.

Монетизироваться сервис намерен не только за счет продажи оборудования; владельцам предложат и подписку на корм.

«Мы знаем, сколько корма животное съедает, и понимаем, когда запас подходит к концу. В таком случае владелец получает push-уведомление на телефон и может сделать заказ», — говорит Здоренко.

В погоне за покупателем

Несмотря на, казалось бы, впечатляющие темпы развития отечественного рынка товаров для домашних животных (прежде всего, кормов), технологические стартапы здесь нередко терпят неудачи. За последние несколько лет закрылось сразу несколько проектов. Так, не просуществовав и года, в 2014 году перестал работать сервис подписки на товары для животных «Гавбокс». Один раз в месяц клиенты получали для своих питомцев коробочку с набором игрушек и лакомств за 1500 руб. в месяц. В начале августа 2017 года перестала работать доставка корма по подписке «Покорми зверя». Как стало известно уже после закрытия сервиса, в проект за три года было вложено 18 млн руб., но прибыли он так и не принес. Проблемы испытывают и розничные сети зоотоваров — так, в мае под контроль ГК «Иванко» окончательно перешла сеть Cats&Dogs (по итогам 2015 года сеть показала убыток более чем в 200 млн руб.).

Проблемой стал и рост цен на корма, ведь многие марки, прежде всего сегмента премиум, в Россию приходят из-за границы. И именно с ними предпочитают работать стартапы: тот же «Покорми зверя» называли «Азбукой вкуса» для домашних животных. За более массовыми и бюджетными кормами владельцы животных предпочитают отправляться в супермаркеты или специализированную розиницу.

«Закрытие отдельных стартапов в данной нише отражает влияние текущей экономической ситуации, в России за 2016—2017 гг. закрылось много компаний», — говорит генеральный директор ООО «Гринбизнес» Андрей Майборода.

Но главное: у массового покупателя в России пока еще нет привычки приобретать корма для животных онлайн и по системе подписки.

«Почему рынок подписки работает в США? Первые сервисы подписки на молоко и газеты там появились еще в середине прошлого века, там есть традиция. В Китае тоже очень развиты онлайн-покупки, многое вообще покупается через мессенджеры, — говорит Владислав Здоренко. —  В России люди только осваивают доставку продуктов и одежды, и если в Москве эти услуги и развиты, то в регионах спроса нет, развивать проекты по доставке корма тяжело».

Руководитель отделения инвестиций и маркетинга Realogic Сергей Романов с ним не согласен.

«Основная проблема в России сегодня — финансы, все остальное — побочное. Проекты, которые решают существующую проблему и помимо этого позволяют экономить клиенту, обязательно выстрелят. Для этого нужно искать не активных пользователей интернета, а активных клиентов офлайн-розницы, именно там «зарыты» деньги таких проектов».

В будущем Animo рассчитывает выйти на иностранные рынки, ключевыми из которых остаются США, на которые приходится половина всего мирового рынка товаров для животных, и Китай. Именно в Китае стартап размещает производство кормушек — сейчас компания стала резидентом российско-китайского технопарка в Яньтае, подписав ряд соглашений с Российско-китайской базой промышленного освоения новых и высоких технологий города Яньтай и компанией Eurasia Development Андрея Прохоровича, которая занимается в стране трансфером технологий и инновационным консалтингом. На запуск промышленного производства требуется примерно 7 млн руб., за которые получится произвести первую партию в 1000 умных кормушек.

Попасть в Китай, кстати, помогло участие в проектах РВК — стартап прошел акселерационную программу GenerationS, который поддерживает корпорация, участвовал в «Битве технологий» и по итогам получил возможность пройти стажировку в производственной лаборатории SZOIL в Шэньчжэне.

К врачу на прием

В России для стартапов по доставке корма перспективным может оказаться сотрудничество с крупными производителями, которые активно сотрудничают с молодыми технологичными компаниями по всему миру. Например, смотрит за пределы основного бизнеса самый крупный на российском рынке игрок MarsPetcare: компания инвестирует в развитие ветеринарных услуг в Северной Америке, в портфеле есть продукт WisdomPanel для ДНК-анализа у животных. В конце июля в Лас-Вегасе при поддержке MarsPetcare состоялся финал конкурса инновационных проектов Pet Project-2017 с призовым фондом в 25 000$.

«Стартапы представляют большой интерес для компании», — говорит директор онлайн-платформы Petstory.ru Андрей Байков.

Правда, пока производители в России, похоже, больше привлекают перспективы ниши ветеринарных услуг для домашних животных,  и дело здесь не только в продвижении правильных систем питания.  В отрасли еще крайне низкий уровень проникновения IT-технологий; рынку только предстоит пережить технологический бум, и лидером как раз сможет стать кто-то из появляющихся сегодня игроков. В России Mars запустила проект PetStory.ru с персонализированными советами по уходу за питомцами и агрегатором ветеринарных услуг. Осенью должен появиться сервис по выбору ветеринарной клиники с последующей записью на прием к специалисту. В начале августа 2017 года на рынке стартовал агрегатор услуг для домашних животных CosmooZoo Алексея Поимцева, владельца компании-разработчика мобильных и веб-приложений Progress Engine (пока работать начали с поиска именно ветеринаров и онлайн-записи к ним). Продолжает работать сервис PetDoctor, в который в прошлом году инвестировал фонд Genome Ventures.

Animo больше года сотрудничает с производителем кормов для животных Hill's, используя разработки в сфере здорового питания для животных. Ветклиникам стартап сможет в будущем предложить BigData по всем животным-пользователям умных кормушек.

«Рынок очень перспективный и большой. По нашим оценкам, в городах с населением более миллиона граждан более чем у 30% есть домашнее животное, — уточняет Владислав Здоренко. — Но на этом рынке пока не появилось ни одного сильного игрока с новой технологией, все очень нишево, мы ждем бум к 2020 году».

Автор: Ольга Блинова

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья