Создатели российской платежной системы Best2Pay во главе с предпринимателем Кириллом Радченко создают международную финансовую платформу (IT-систему и платежный шлюз), на основе которой могли бы работать финтех-стартапы по всему миру. Для этого в США уже зарегистрирована компания Paygine. Сегодня Кирилл Радченко одновременно занимает должность CEO в компаниях Best2Pay и Paygine, в прошлом он был руководителем дивизиона в Банке SEB (SEB Group, Швеция), где сначала возглавлял подразделение платежных карт, а затем отвечал за развитие бизнеса. Всего у Кирилла 13 лет опыта управляющего проектами в сфере ИТ, бизнес-планировании, разработке банковских продуктов.
Что может платформа
На предлагаемой командой платформе различные финансовые и коммерческие проекты могут пользоваться многочисленными финансовыми сервисами, такими как интернет-эквайринг, обмен криптовалют, переводы денежных средств с карты на карту любых банков и стран, электронные кошельки, криптокошельки, денежные переводы, Peer2Peer-сервисы.
Часть IT-решений уже готова в рамках российской системы Best2Pay. Так, например, в России совместно с VISA и MasterCard была разработана специальная программа для погашения кредитов/пополнения счетов с карт. Предлагалась услуга card-to-cash — перевод с карты в любую точку мира с получением наличных. Была запущена платформа peer-to-peer. Таким образом, речь во многом идет о масштабировании и кастомизации продуктов, используемых в России. Доработка продуктов произойдет после ICO, проведением которого занимается компания RBM Group.
Клиентами платформы предположительно будут финтех-сервисы, P2P-платформы, интернет-магазины, биржи, обменники и системы денежных переводов.
Например, если клиентом платформы будет интернет-магазин, то благодаря сервисам Paygine покупатель сможет расплатиться за товар на сайте с помощью криптовалюты (сервиса merchantaccount). Если клиент — площадка peer-to-peer, к примеру Airbnb, то благодаря сотрудничеству с Paygine снять жилье на этой площадке можно будет за криптовалюту. При этом клиенты, по сути, смогут продвигать сервисы платформы под собственным брендом, создавая на основе этих сервисов собственные продукты. То есть платформа будет работать по системе Whitelabel — «белого ярлыка».
«Мы даем возможность нашим клиентам развивать их продукты и сервисы под собственным брендом, предоставляя им финансовый и юридический зонтик в любой точке мира, — утверждает Кирилл Радченко. — Наши клиенты смогут заниматься развитием собственного бизнеса и маркетинга, не задумываясь об отчетности локальному регулятору, контролю за требованиями соблюдения KYC/AML и т.д. — все это лежит в зоне нашей ответственности».
Собственный банк
Для международных денежных переводов в качестве «транспортной валюты» платформа собирается использовать криптоактивы. На первой стадии будут использоваться общепризнанные криптовалюты — такие как биткоин и эфир, затем, возможно, речь пойдет о токенах самого Paygine.
Важная особенность проекта заключается в том, что его создатели собираются купить собственный банк, который бы играл роль расчетного центра для всей системы. Банк должен быть куплен в достаточно благоприятной для финансового бизнеса юрисдикции, например Швейцарии. Наличие собственного банка нужно, потому что чужой банк может в любой момент заблокировать любую финансовую операцию, которая ему покажется подозрительной и которую он не понимает. Однако покупка банка — вещь долгая, и на первом этапе, видимо, придется достигнуть договоренности на расчетное обслуживание с какой-либо сторонней кредитной организацией. Как заявили «Инвест-Форсайту» представители Paygine, в настоящее время идут переговоры с некоторыми азиатскими банками.
Вообще, запуск проекта потребует немало времени, в том числе потому что необходимо получение лицензий в разных юрисдикциях — в первую очередь лицензии на платежную деятельность в США, а этот процесс может затянуться до года.
Кирилл Радченко подробно объяснил «Инвест-Форсайту», зачем проекту требуется собственный банк:
«Мы с партнерами запускали в США систему денежных переводов из Америки в Мексику на базе биткоина. Была разработана IT-система, проработаны все юридические вопросы. На стадии создания договоренностей о сотрудничестве с банками начались проблемы — банки не были готовы работать с биткоином. С аналогичной проблемой мы столкнулись и в Европе при попытке организовать канал выдачи переводов. Второй момент, с которым мы столкнулись в США и Европе, — у финансовых структур не было возможности работать по схеме Whitelabel, предоставляя через API полный перечень услуг, который был нам необходим. Это приводило к тому, что наши клиенты были вынуждены обращаться напрямую к контрагентам, подавать им целый перечень документов, использовать их интерфейс и т.д. С этими двумя проблемами, как мы выяснили чуть позже, сталкивается более 79% всех финтех-стартапов, работающих с криптовалютой».
Приспособить банк к криптобизнесу
По словам генерального директора Paygine, компания не собирается строить некий «неокриптобанк», а создает именно платформу на базе классических банков. Но в этих банках все технологии, внутренние процедуры и система будут специально созданы для работы с криптовалютой и финтехом. При этом все внутренние политики и процедуры разработают с учетом требований KYC/AML и локального законодательства и адаптируют для работы конкретно с финтехом.
«Мы не будем пытаться подстроить существующие классические внутренние процедуры и системы под нужды криптобизнеса и финтеха, продолжая обслуживать классический бизнес, как это пытаются делать некоторые банки; наша платформа изначально создается только под обслуживание финтеха и криптобизнеса. Только наличие собственных полноценных банков позволит полностью управлять рисками и принятием решений при работе с новым, стремительно развивающимся сегментом», — говорит Кирилл Радченко.
Всего для запуска проекта, включая покупку банка, по заявлению представителей компании, понадобятся инвестиции в размере 30 млн долларов США, из которых в настоящее время собрано около 1 млн.
На вопрос о предполагаемой окупаемости платформы Кирилл Радченко отвечает так:
«Компания Best2Pay вышла на самоокупаемость через 3 года после создания. Но мы все разрабатывали с нуля. Новый проект базируется на уже существующей платформе и, по нашим оценкам, выйдет на окупаемость уже через 12-18 месяцев».
Автор: Константин Фрумкин