ENG
Технологии, Это интересно

Как спасти детей от интернет-зависимости?

Учащиеся занимаются с преподавателями по видеосвязи, а уроки проходят как положено — по расписанию, однако не всем родителям по душе такой образ жизни: дети мало двигаются и находятся за компьютером от шести до восьми часов. Смартфон стал для детей не только любимой игрушкой, но и главным способом коммуникации со сверстниками. Подростки берут его с собой за обеденный стол, в постель, даже в ванную комнату. Они жертвуют играми на свежем воздухе с друзьями, общением с родителями и сном, чтобы подольше побыть один на один с телефоном. Это негативно сказывается на их здоровье. После начала онлайн-обучения родителям стало труднее контролировать время, проводимое детьми за монитором. Чем грозит эта ситуация?

Почему появляется привыкание к гаджетам
Опасность гаджетов для здоровья и жизни
Как определить, есть ли у ребенка зависимости от гаджетов
Как влияет онлайн-обучение на интернет-зависимость
Как бороться с интернет-зависимостью
Как решают проблему в разных странах

Художник: Юрий Аратовский
Художник: Юрий Аратовский

Почему появляется привыкание к гаджетам

Нейропсихолог Гэри Смолл считает, что зависимость от гаджетов тесно связана с выработкой дофамина — гормона удовольствия, который выделяется после получения очередной порции интересной информации. Из-за этого люди постоянно сканируют интернет-пространство в предвкушении чего-то нового, помогающего отвлечься от рутинных занятий. Телефонные звонки, СМС, соцсети возбуждают дофаминовые рецепторы, поэтому кажутся более значимыми и интересными, чем работа или уроки. В результате снижается концентрация внимания и продуктивность труда. Особенно это касается школьников. Им труднее справляться с соблазнами, которые постоянно предлагает интернет. Они не замечают, как гаджеты впустую «убивают» время и приводят к ухудшению самочувствия.

«Гаджеты для людей (и детей тоже) — это настоящее. Будущее за новыми интерфейсами (голосовые, VR) и ещё большим количеством мобильных компьютеров и умных устройств. Если ограждать детей от их использования, они не смогут быть успешными в жизни. Но делать это нужно грамотно. Смартфон/планшет дает доступ к огромному количеству контента. Сейчас мы видим формирование нового типа образования, и если родители в нем не разберутся, их дети не смогут эффективно обучаться и достичь успеха в жизни. Обучение с помощью гаджетов не мешает образовательному процессу, а только улучшает его. Цифровые ресурсы дают во много раз больше интересного учебного материала, уровень вовлеченности детей растет и их успеваемость повышается. При этом гаджеты снимают большой пласт нагрузки (например, необходимость переписывать задание для контрольной работы с доски в тетрадь), высвобождая время для познания мира и его понимания с помощью тех же VR-технологий», — уверен Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России.

Опасность гаджетов для здоровья и жизни

Педиатры и офтальмологи в унисон твердят о пагубном влиянии компьютерных игр на здоровье детей. Длительное сидение в неправильной позе дает нагрузку на позвоночник и неокрепший еще мышечный корсет, ускоряет развитие сколиоза. Недостаток физической активности становится причиной лишнего веса, нарушения гормонального фона, деминерализации костей. Экран смартфона или компьютера может негативно повлиять на зрение.

Исследования показали, что зацикленные на играх люди чаще переживают депрессивные и беспокойные состояния, чем остальные. У детей это выражается в повышенной возбудимости, отсутствии навыков общения. Тревожные сигналы: неспособность сконцентрироваться, нарушение сна, тревога, раздражение и социальные фобии.

Избыток многоплановой информации и многозадачность в интернете учат детей быстро просматривать материал, не углубляясь в детали и не тратя время на то, чтобы осмыслить прочитанное. Это приводит к тому, что внимание становится рассеянным и сконцентрироваться на решаемых задачах становится все труднее.

Желание сделать селфи во время экстремального действия часто приводит к ушибам и переломам. Селфимания стала одной из главных причин травматизма среди подростков. Проводя много времени в соцсетях, дети не учатся коммуникации со сверстниками в реальной жизни. Это может привести к замкнутости и чувству одиночества.

В интернете ребенка поджидает много опасностей. Неокрепшей детской психикой легко манипулировать, чем иногда пользуются злоумышленники. Особенно легко управлять детьми, которые недосыпают и постоянно находятся в состоянии стресса. Например, влияние такой организации, как «Синий кит», подтолкнуло несколько десятков детей к самоубийствам.

Как определить, есть ли у ребенка зависимости от гаджетов

Одним из самых популярных опросников для диагностики интернет-зависимости считается тест профессора психологии из Питсбурского университета Кимберли Янг, разработанный в 1994 году для того, чтобы люди сами могли выявить проблему. Для русскоязычного пространства тест был адаптирован В. А. Лоскутовой. Он состоит из 20 вопросов, которые помогают определить степень влияния гаджетов на качество жизни человека. Вопросы подобраны так, чтобы было легко выявить, влияет ли интернет на общение с родными и друзьями, на время выполнение работы, на психическое состояние. Есть специальные опросники, адаптированные для подростков. Они менее точные, но также помогают выявить проблему на ранней стадии.

О том, какую роль играет смартфон в жизни школьников, наглядно показал опрос, проведенный в школе № 43 города Братска. 76 из 108 учеников постоянно носят с собой телефон, берут его с собой в постель, ванную комнату, санузел. Полсотни подростков не желают выпускать гаджет из рук. 84 человека из 108 опрошенных испытывают беспокойство при отсутствии телефона. 86 учеников из 108 проводят в интернете больше 4 часов в день. 34 ребенка могут обходиться без интернета не больше часа, а 8 человек заглядывают в Сеть каждые 10 минут. Возможно, у детей из последней категории уже сформировалась интернет-зависимость, с которой ребенок не сможет справиться самостоятельно.

Как влияет онлайн-обучение на интернет-зависимость

После введения дистанционного обучения родителям стало сложнее контролировать время, которое проводит ребенок за гаджетами. Теперь школьник обязан уделять часть своего времени урокам, сидя дома за монитором. От привычных развлечений дети также отказываться не хотят. В итоге время, проводимое детьми за гаджетами, увеличилось вдвое. Ситуация сложная. Не всегда родители могут наблюдать за процессом обучения, еще труднее контролировать, с кем общается ребенок в соцсетях и какие сайты посещает. Большинство российских детей выходит в Сеть бесконтрольно. Около 80% детей в России выходят в интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или мобильные телефоны. Гаджеты и интернет стали частью сегодняшней реальности, оградить от них детей не получится. Поэтому психиатры считают, что сейчас самое время задуматься о введении уроков, посвященных дозированному общению с гаджетами. Причем начинать массовое воспитание необходимо с детского сада.

Как бороться с интернет-зависимостью

Если у ребенка появились признаки интернет-зависимости, лучше всего проконсультироваться с психологом. Специалист проанализирует изменения в поведении школьника, сможет вовремя выявить опасность и дать необходимые рекомендации. Для профилактики зависимости от гаджетов отвлеките ребенка полезными занятиями, не требующими использования техники. Если время подростка расписано по минутам, на интернет он будет тратить его меньше. Запишите его в спортивную секцию, к репетиторам, в музыкальную школу, кружок рисования, где он сможет общаться со сверстниками без гаджетов.

Покажите личный пример. Постарайтесь не пользоваться соцсетями при ребенке. Объясняйте, если заняты на компьютере работой, чтобы детям не казалось, что ограничения касаются только их. Используйте гаджеты с пользой. Подберите ребенку интересные обучающие программы и курсы, чтобы он не тратил время на просмотр развлекательного контента. Информируйте об опасностях интернета и влиянии гаджетов на здоровье. Объясняя, а не запрещая, можно сохранить доверительные отношения и избежать конфликтов.

Как решают проблему в разных странах

В 2022 году в России вступит в силу новый классификатор болезней (МКБ-11). В нем разные формы зависимости от интернета будут классифицироваться как болезни. Но уже сегодня многие российские клиники предлагают разные варианты лечения от интернет-зависимости.

В Европе проблемами интернет-зависимости подростков занимается международная организация Dianova. Ее поддерживают Организация Объединенных Наций и партнеры ЮНЕСКО. Dianova широко известна своей деятельностью в Италии, Словении, Испании. Также она имеет офисы в Индии, Канаде и странах Латинской Америки. В Италии парламент предложил отправлять смартфонозависимых подростков в специальные центры для прохождения реабилитации. В Китае создано более 300 больниц для лечения интернет-зависимости. В стране более 10 млн молодых людей страдают этим заболеванием. В Японии Министерство образования создало рехаб-лагеря, где дети 12–18 лет могут проводят время без гаджетов, избавляясь от патологической зависимости. В Таиланде можно пройти 45-дневную реабилитацию в клинике The Edge.

После введения онлайн-обучения дети начали больше времени проводить в интернете. Поэтому родители должны следить за тем, чем занимаются дети во время пользования гаджетами. Обязательно надо проинформировать подростков о том, какие опасности могут их поджидать в соцсетях, как гаджеты влияют на их здоровье.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья