ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Инвестклимат

Спасти рядового инвестора

Московская биржа отчиталась о новом рекорде — только в октябре брокерские счета здесь открыли 736 тысяч человек, с начала года это сделали уже более 3,6 млн. Новички ведут себя активно: в период изоляции физлица совершали на бирже миллион сделок в день. Но из-за отсутствия специальных знаний именно для этой группы риски потерять сбережения очень велики, и речь не только о фондовом рынке. Внимание Экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при Банке России на эту ситуацию обратил на очередном заседании Артем Генкин, д-р экон. наук, профессор, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов». В своем выступлении он обозначил несколько проблем, напрямую касающихся частных инвесторов и требующих скорейшего упорядочивания. Рассказываем подробнее о каждой из них.

Рынку не хватает доверия

В числе актуальных остается проблема доверия частных инвесторов к представителям инвестиционных институтов: к тем, кто находится «на переднем крае» работы с клиентом, полагает Артем Генкин.

«Должна быть ответственность за сказанное слово, за уровень профессиональной подготовки, за выполнение требований законодательства», — пояснил он.

Не должно существовать на рынке и конфликта интересов: так, должностные KPI представителям инвестинститутов стоило бы выставлять не по показателям количества заключенных контрактов и тем более по привлеченным средствам, а с учетом удовлетворенности клиента. Серьезной проблемой, по оценке эксперта, остается недостаточность информации для поддержки инвестиционных решений. Не всегда ясна история результативности практики инвестиционных институтов, как непосредственно управляющих средствами, так и дающих советы по инвестированию физических и юридических лиц.

«Вообразите инвестиционного консультанта, который сделал однажды 1000% годовых на недельном отрезке при полном провале за финансовый год. Угадайте, о каком из двух своих результатов он сообщает публике», — поясняет Генкин.

Проблема заключается в асимметрии информации, уточняет Андрей Паранич, директор Национальной ассоциации специалистов финансового планирования, основатель школы начального финансового образования «ФинСтарт». Информационное пространство переполнено историями успеха. Однако почти отсутствует информация о реальных потерях инвесторов на фондовом рынке.

«Складывается ощущение, что риск инвестирования на рынке ценных бумаг невелик. По сути, информационное поле стимулирует начинающих инвесторов к принятию риска», — говорит Андрей Паранич.

Даже получив информацию о рисках, многие не до конца осознают, чем именно рискуют. Можно сказать, у людей нет реального ощущения риска.

Рекламу под контроль

Отдельно Артем Генкин остановился на рекламе, которая зачастую предлагает откровенно рискованные, если не незаконные инструменты. Речь в том числе идет о рекламе финансовых пирамид, есть сомнения относительно недостаточного регулирования рекламы услуг КПК и т.д. Проблема действительно серьезная, ведь, уточняет управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, эксперт проекта Минфина России по финансовой грамотности Марат Сафиулин, только в прошлом году 78% обращений в фонд касались мошеннических КПК. Правда, во время жестких ограничений из-за пандемии доля жалоб на КПК стала снижаться.

«Это уже совершенно не тот поток, какой был в первой половине 2019 года», — отметил он.

Сейчас на смену офлайновым пирамидам приходят онлайновые, говорит Марат Сафиулин: в числе прочего речь идет об увеличении обращений по поводу мошенничеств под вывеской рынка форекс. Также все чаще на рынке появляются предложения о помощи в получении компенсации (за потери в финансовых пирамидах, возврат НДС и т.д. ). Доля подобных обращений выросла с прошлогоднего 1% до 7%.

«Выходом могло бы быть сотрудничество подразделений, борющихся с недобросовестными практиками, причем не только между регулятором финрынка и силовыми ведомствами, но также между Банком России, Роскомнадзором и ФАС», — полагает Артем Генкин.

В рамках межведомственного взаимодействия структуры могли бы выступить единым фронтом по борьбе с недобросовестными практиками.

Правила для инвестиций

Артем Генкин также обозначил в качестве значимой проблему недостаточности информации об инвестиционных продуктах. Сюда входит и структура расходов и комиссий, которые будет нести потребитель. Стоит отметить такую проблему, как неготовность, а зачастую — и нежелание клиентов изучать информацию об инвестпродуктах. Да, обязанность дилеров и брокеров уведомлять клиента о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг, существует весьма давно. При подписании договора клиент всегда получает уведомление о рисках и подписывает его, но мало кто этот документ читает.

«Люди невнимательно изучают свойства финансовых инструментов. При этом финансовые компании стремятся продавать то, что приносит им максимальную прибыль. Это могут быть весьма сложные финансовые инструменты, с высокими комиссиями и неочевидными рисками. Оценить риски и узнать размер комиссий можно из доступных клиентам документов. Но будет ли человек их читать? И достаточно ли финансовых знаний у этого человека, чтобы понять их смысл?», — поясняет Андрей Паранич.

Он советует руководствоваться при выборе инвестпродукта несколькими простыми правилами, чтобы как минимум снизить риски, и первое из них касается соотношения риска и доходности инструмента. Следует помнить, что когда растет доходность, растут риски. Это железное правило, поясняет он. Не стоит делать выбор в пользу инвестиционного инструмента, принцип работы которого тебе не ясен. И, конечно, следует с подозрением относиться ко всем предложениям с нерыночными условиями.

Инвестора под защиту 

Защитить инвестора от множества рисков при формировании портфеля и выборе стратегии могло бы всестороннее, а главное, доступное информирование о динамике доходности различных инструментов и фондов в исторической перспективе.

«Считаю необходимым продумать удобные единообразные форматы подачи аналитических материалов, доступных бесплатно рядовому потребителю», — говорит Артем Генкин.

Но оптимальным было бы размещение на едином ресурсе информационных материалов Банка России, которые бы обеспечивали информирование инвесторов о рисках соответствующих инвестиционных продуктов или инструментов. Артем Генкин напомнил о запуске в России проекта «Доступный интернет», в рамках которого обеспечивается бесплатный доступ к 391 сервису общественно значимых услуг, и в число последних эффективно было бы такие информационные ресурсы включить. По итогам дискуссии выступавший выдвинул для обсуждения Экспертным советом предложение обратиться по этому вопросу в Минкомсвязи РФ.

«К таким социально значимым сайтам предоставляется бесплатный доступ операторами связи РФ даже при нулевом балансе на счету абонента», — уточняет он.

Исключить риски ущерба для потребителей финансовых услуг могли бы специальные протоколы превентивного мониторинга и оперативного реагирования на сетевую рекламно-информационную деятельность. Инициировать разработку последних мог бы Департамент противодействия недобросовестным практикам Банка России в рамках межведомственного взаимодействия в формате постоянной консультативной рабочей группы. На предмет создания последней Артем Генкин предложил обратиться в ФАС России и Роскомнадзор.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья