ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Это интересно

Индустрия спорта: главные тенденции 2021 года

Владимир Леднев

Владимир Леднев

Вице-президент Московского финансово-промышленного университета «Синергия», научный руководитель факультета Индустрии спорта, зав. кафедрой Спортивного менеджмента, д-р экон. наук, профессор

Постепенно заканчивается 2021 год, и уже можно подводить предварительные итоги. Что он принес индустрии спорта и как развивалась спортивная отрасль России? Какие новые тенденции обнаружились в этом году, а какие стали уже закономерными? И главное: какие станут важнейшими на долгие годы? Попробуем сделать некоторые прогнозы на будущее. 

2021 год — уже полноценно ковидный, в отличие от 2020-го, когда весной мировая пандемия только начиналась и никто в мире не мог ничего прогнозировать. Теперь уже для всех очевидно, что и в 2022 году COVID от нас никуда не уйдет. Значит, надо жить и развиваться вне зависимости от него. Поэтому есть тенденции в индустрии спорта, которые появились во многом благодаря мировой пандемии и соответствующим ограничениям, мерам безопасности. Но есть и другие тенденции, которые произошли благодаря изменениям в самой индустрии спорта.

Выделять эти тенденции мы специально не будем, а просто попытаемся коротко о них рассказать. На наш субъективный взгляд, их пять.

Для индустрии спорта год прошел под знаком «онлайн»

Многие соревнования были перенесены или вообще отменены. Впоследствии выяснилось, что по некоторым видам спорта можно проводить соревнования онлайн. Среди пионеров выступили художественная гимнастика, фигурное катание и даже легкая атлетика. Соревновались спортсмены на спортивных площадках в разных странах, даже на разных континентах. В целом опыт был положительным. Хотя, конечно, необходимо признать, что соревнования были небольшими и во многом носили тренировочный характер.

Явным лидером здесь себя проявили шахматы. За этот год много турниров прошло онлайн, а в сентябре 2021 года в шахматах прошла уже Вторая Всемирная онлайн-олимпиада, в которой приняли участие сборные 153 стран. Поэтому можно предположить, что тенденция сохранится и дальше. Это то, что касается профессионального спорта.

Но в индустрии спорта есть и другие сегменты, например фитнес-индустрия. Там тоже освоили продажу продуктов онлайн. Что продается клиентам многочисленных фитнес-клубов? Различные спортивно-оздоровительные услуги, в том числе индивидуальные и групповые тренировки. Многие клубы достаточно быстро освоили онлайн-тренировки и именно благодаря им смогли минимизировать падение своих доходов. В 2021 году часть клиентов вернулась в залы фитнес-клубов, а определенная часть по-прежнему занимается в формате «онлайн». Некоторым клиентам это оказалось удобней. Кстати, за счет онлайна фитнес-клубы расширили свою аудиторию, ведь можно продавать такие услуги даже клиентам из других городов. Потому эта тенденция будет носить устойчивый характер.

Цифровизация спорта

Сегодня в индустрии спорта активно внедряются многие инновации цифровой революции. Поэтому спортивные организации (федерации, профессиональные клубы и лиги) осваивают инструменты цифрового маркетинга и SMM-технологии. Это очень важно для увеличения доходов спортивных организаций. Цифровые платформы и интернет-ресурсы уже составляют конкуренцию в показе спортивных событий традиционным телеканалам. Можно сказать, спортивные события стремительно уходят в цифровую среду. Тенденция будет только усиливаться, причем достаточно быстро.

Развитие предпринимательства в индустрии спорта

Тенденция появилась не вчера и не сегодня, но несмотря на пандемию коронавируса, она достаточна быстро развивается. В этом году появилось много частных спортивных клубов и школ, которые довольно быстро нашли своих клиентов. В беговой индустрии мы вообще можем говорить о «беговом буме». Выросло количество марафонов и беговых клубов. Хотя пока мы все-таки говорим о предпринимательстве в массовом спорте.

PR с «легким оттенком скандальности»

Четвертая тенденция очень неоднозначная, потому что мы говорим о довольно быстром продвижении и увеличении популярности вида спорта за счет PR с «легким оттенком скандальности». В качестве ярких примеров можно назвать фигурное катание и художественную гимнастику.

Кстати, справедливости ради, необходимо подчеркнуть, что спортивные федерации этим не занимались: у них другие задачи и цели. Во многом тут «постарались» многочисленные СМИ и соцсети. 2021 год в фигурном катании прошел под эгидой «скандалов, разборок и выяснения отношений» лагерей и команд Евгения Плющенко и Этери Тутберидзе. И, кстати, это повлияло на увеличение популярности фигурного катания, на желание зрителей смотреть соревнования фигуристов.

Второй пример связан с художественной гимнастикой и выступлениями сборной России на Олимпийских играх в Токио. Мы уже настолько привыкли, что российские гимнастки всегда первые, что поражение наших девушек было как гром среди ясного неба. Конечно, обычным зрителям и дилетантам трудно оценивать судейские решения, но благодаря «волне», которую подняли СМИ, мы очень многое узнали о художественной гимнастике, поклонников стало больше, а внимания в СМИ и соцсетях явно прибавилось.

Хотя, справедливости ради, надо сказать, что популярность этих видов спорта связана и с достижениями наших спортсменов, причем уже много лет подряд.

Наверное, эта тенденция будет как-то видоизменяться, но надо признать, что влияние СМИ и соцсетей на «раскрутку» вида спорта будет только усиливаться.

Появление достаточно большого количества известных спортсменов и просто звезд спорта в качестве блогеров

Причем спортсменов действующих и хорошо выступающих, если оценивать их спортивные результаты. Иногда эти спортсмены-блогеры явно опережают сайты своих федераций по части подписчиков и популярности. Тенденция новая; она играет на пользу как самих блогеров, так и видов спорта, которые они представляют. Эта тенденция, как мы часто говорим, «на века». Возможно, в индустрии спорта тенденций и больше, чем пять. Но, наверное, перечисленные — важнейшие, если мы оцениваем 2021 год, и они, скорее всего, будут только усиливаться в наступающем 2022 году.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья