ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестиции

Станет ли Батуми «зеленым городом»?

Даже в таких сравнительно небольших государствах, как Грузия, некоторые проекты впечатляют своими масштабами. К таким относится развитие Батуми — главного курорта страны. В настоящий момент безудержный рост города привел к экологическому кризису, вызванному обилием транспорта. Кризис предполагается решить с помощью проекта «зеленого города».

Денис Асланов / РИА Новости

Грузинский стиль градостроительства

В градостроительной политике при СССР особое положение Грузии ощущалось в развитии транспортной инфраструктуры. В 1952 году (т.е. еще при Сталине, который сам, как известно, был грузин) начали проектировать метро в Тбилиси. Оно проектировалось «на перспективу», поскольку Тбилиси было очень далеко до города-миллионника (а метро при СССР полагалось только миллионникам). В 1966 году метрополитен был сдан, став четвертым в СССР. Далее по Грузии началось победное шествие троллейбусов, Грузию в итоге стали называть «троллейбусной республикой». Троллейбусы в СССР обычно проводили в городах, имевших население минимум 80-100 тыс. человек. Исключение делалось разве что для курортов. Но в Грузии троллейбусы были проведены повсеместно. Чуть ли не каждый райцентр имел троллейбусную сеть, связано это было с соревнованием между председателями горисполкомов: троллейбус означал статус. В постсоветский период транспортная отрасль оказалась фактически заброшена. Троллейбусное движение было прекращено, фуникулер и канатная дорога — закрыты. Муниципальные транспортные стратегии опирались на частные маршруточные компании, из которых и формировался весь городской транспорт (за исключением Тбилиси, где сохранилось метро). В Батуми воцарилась довольно бессистемна градостроительная практика; при проектировании зданий, особенно нежилых, чувствовалось соперничество с другими городами Причерноморского региона и Кавказа — Баку, Сочи, городами Турции. В результате столица Аджарии превратилась в город с деформированным обликом исторической части, большим количеством высотных зданий и преобладанием маршруток среди городского транспорта.

Батуми — по одним данным второй по населению, по другим — третий (после Кутаиси) город Грузии: его население составляет более 163 тыс. человек. Это один из главных летних курортов на Черном море международного значения, по совместительству — крупный порт. Исторически город сформировался как сетка перпендикулярных друг другу узких улиц, подходящих для пеших прогулок и коротких городских поездок. Но территория Батуми расширилась с 18 кв. км в 1990 году до 65 кв. км в 2012 году. Население за тот же период увеличилось далеко не такими высокими темпами: со 123 тыс. человек до 154 тыс. человек. Очевидно, расширяя территорию города, власти при формировании генплана рассчитывали на большое количество курортников, а также летних трудовых мигрантов, в первую очередь из аджарских сел. Рост территории и населения, а также его приток извне привел к росту уровня автомобилизации, что вызвало перегруженность основных улиц и оказало негативное воздействие на эффективность городской инфраструктуры и городских служб, в том числе городской системы общественного транспорта. В последнее время мэрия города при помощи западных инвестиционных структур предпринимает некоторые усилия, чтобы решить транспортную проблему.

Цели проекта

Отвечая на потребности городских властей, программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) при финансовой поддержке Глобального экологического фонда (ГЭФ) разработала проект «Зеленые города: интегрированный городской транспорт для города Батуми и региона Аджария», одна из целей которого — сделать «зеленой» городскую транспортную систему Батуми. В 2014 году город официально принял План действий по устойчивому энергетическому развитию. Согласно плану, основным источником выбросов парникового газа в Батуми является городской транспорт, на который, по данным 2012 года, приходится 49% всех выбросов.

Проект плана действия был официально запущен мэром Батуми Лашей Комахидзе вместе с заместителем директора группы муниципальной инфраструктуры ЕБРР Линн О’Граде. По словам Лаши Комахидзе:

«Различные крупные инфраструктурные проекты в городе проводятся в быстром темпе. Параллельно со строительством ставятся экологические вопросы. Важно уделить время тому, чтобы сконцентрироваться на экологических вопросах в развитии города, чтобы не получить инфраструктурное развитие, с одной стороны, но, с другой стороны, разрушительные последствия этого развития для окружающей среды».

По словам мэра, «батумская мэрия выражает полную готовность к запуску проекта», при этом у мэрии «есть большие надежды и ожидания, что компании-доноры будут включены в следующие стадии в такой же степени, как и в стадию финансирования».

Конкретные действия

Пока меры по модернизации мобильности городского населения сосредоточены вокруг старого города, где будет более высокая видимость таких усилий и эффект от них. Основное внимание уделеляется двум основным городским транспортным коридорам, соединяющим южную и северную окраины города. Одной из основных проблем на транспортных коридорах является повышенная активность маршруток. Авторы проекта считают, что проблему можно решить в первую очередь повышением конкурентоспособности муниципального общественного транспорта. В то же время, по мнению авторов проекта, следует создать условия, при которых будет нежелательным использование в этих транспортных коридорах частного транспорта. Также предлагается ввести на транспортных коридорах автобусные полосы и ограничить парковку; за счет ограничения парковки будет выделено пространство для автобусного движения.

Понятно, что местные власти не смогут просто так запретить парковку. С учетом этого в проекте предлагается найти 1‑2 места вдоль коридоров и устроить на них паркинги; возможна организация перехватывающих парковок, чтобы автовладельцы приезжали в центр на личном транспорте, а дальше передвигались на общественном. В конце коридоров предполагается построить автобусные терминалы. Поскольку в документах говорится, что эти терминалы будут предназначены для пассажиров, которые совершают практически ежедневные поездки в Батуми и из Батуми на автобусах и микроавтобусах междугороднего назначения, речь, скорее всего, будет идти о рейсах внутри Аджарии. Это особенно актуально для летнего периода, когда многие жители сельской местности работают в Батуми в сфере туристического бизнеса.

Пока единственный реальный проект, вводимый в Батуми в ближайшее время, — электрические автобусы. Новые низкопольные автобусы будут введены в городе через финансируемый ЕС Фонд Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде. Автобусы будут работать на электрических батареях, что, соответственно, значительно снизит в Батуми выбросы вредных веществ и парникового газа в окружающую среду.

«ЕС привержен глобальному переходу к чистой энергии, и эти электрические автобусы являются прекрасным примером, — сказал вице-президент Европейской Комиссии Марош Шефчович на церемонии подписания договора с батумской мэрией. — Энергетический переход в транспорте уже идет, и я рад видеть, что Батуми является пионером не только в Грузии, но и во всем регионе».

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья