• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
В мире, Стартапы

Стартап выявляет воров и террористов

В скором будущем, надеется сооснователь португальского стартапа Heptasense Рикардо Сантос (Ricardo Santos), магазинных краж станет меньше, на дорогах сократятся пробки, а сотрудники аэропортов смогут лучше следить за безопасностью. Искусственный интеллект, лежащий в основе его SaaS-платформы, соединяется с камерами наблюдения, детекторами движения и сенсорными экранами. Он не просто распознает жесты, а анализирует поведение отдельно взятого человека или всей толпы. Запущенная в 2017 году компания уже заполучила крупных клиентов – BMW, Bayer, Media Markt, Brisa, Mercedes-Benz и охранную компанию в США по мониторингу и обнаружению угроз в аэропортах. В интервью «Инвест-Форсайту» Рикардо Сантос рассказал, почему его AI нельзя использовать в шпионских целях, как платформа сохраняет анонимность и стоит ли запускать стартап без инвесторской поддержки.

– У вас очень лаконичный профайл на LinkedIn. Вы окончили Университет Ноттингема в 2013 году, затем прочерк, и в 2017-ом запускаете Heptasense.

– Я окончил Лиссабонский университет в Португалии в 2015 году (получил степень магистра в области электротехники и вычислительной техники). В 2013 году, пока учился в бакалавриате, поступил в Ноттингемский университет. После летней стажировки меня пригласили сразу в аспирантуру, минуя магистратуру. Я же решил вернуться в Португалию, чтобы закончить учебу, а затем запустил свой собственный стартап – Heptasense.

– Как вы познакомились со своим бизнес-партнером Мауро Пейхе (Mauro Peixe)?

– Мы встретились на последнем годе обучения в магистратуре. Работали в одной группе в предпринимательском классе. Там поняли: у нас есть взаимодополняющие навыки, чтобы основать компанию без использования лишних ресурсов.

– Тогда родилась концепция Heptasense?

– Концепция Heptasense развивалась естественным путем благодаря нашему опыту и окружению. Я занимался исследованиями в области искусственного интеллекта, Мауро работал в банке – в критических системах. Мы осознали, что любое средство, которое полагается на камеры наблюдения, неэффективно, поскольку угрозы не обнаружены. Легко понять, почему: охранник не может одновременно учитывать несколько видеопотоков в течение нескольких часов. Мы хотели улучшить его работу, заставив камеры автоматически обнаруживать любую угрозу.

– Вы начали разрабатывать свое программное обеспечение на базе AI, чтобы помочь своим пожилым родственникам ориентироваться в современной жизни. Почему выбрали сферу безопасности, а не остались в здравоохранении?

– У меня есть степень бакалавра в области биомедицинской инженерии. Так началось мое исследование: использование искусственного интеллекта в таких биомедицинских областях, как протезирование и распознавание жестов, улучшает доступ пожилых людей к ним. Однако когда мы с Мауро начали работать вместе, у нас сложилось общее видение того, на каком рынке наши технологии могут быть применены лучше всего. Мы решили предоставить исследования в области здравоохранения нашим социальным партнерам, чтобы те смогли реализовать их в реальных сценариях, а сами сосредоточились на безопасности.

– Как долго разрабатывали технологию?

– Потратили год на разработку первой версии, хотя она всегда постоянно развивается и совершенствуется. Мы добавляем в нее новые функции и улучшаем производительность. Первая версия Heptasense имела простую аналитику – распознавание жестов, подсчет людей и тепловые карты, но сегодня наше ядро – это идентификация сложного поведения.

– Ваша SaaS-платформа может делать простые вещи, начиная с распознавания жестов и заканчивая анализом толпы. Расскажите, пожалуйста, больше о технологии – сколько времени платформа тратит на распознавание жестов? Как анализирует толпу?

– Платформа работает с любой камерой без ограничений по количеству, потому что вся обработка выполняется в «облаке». У Heptasense есть уникальный подход к распознаванию нового поведения, запрошенного клиентами: нам не нужны их данные. Это особенно важно для безопасности, потому что мы не можем просить розничную компанию предоставить видеоролики, где сняты случаи воровства с участием клиентов, или просить предоставить фабрику видеоролики, на которых работники что-то делают. Это незаконно. Мы разработали запатентованное программное обеспечение, которое может научить нашу платформу новым поведениям менее чем за неделю. Это позволяет решать любые проблемы безопасности на основе визуальных решений наших клиентов. Heptasense просто смотрит на поведение моделей движения, не полагаясь на персональные человеческие показатели.

– Вы обходитесь без инвесторов, опираясь на клиентские контракты. Изданию Wired вы сказали: «Инвесторы хотели, чтобы мы сосредоточились на трехлетних прогнозах и следовали по стопам других компаний, но мы делали иные вещи». Сколько денег было вложено в стартап?

– Мы действительно считаем, что компании не следует финансироваться без твердых доказательств на рынке, и она не должна просто следовать за деньгами без миссии сделать мир лучше. В течение года мы с Мауро работали в компании вдвоем и разработали MVP Heptasense (минимальный жизнеспособный продукт – ред.). Мы начали с €5 тыс., которые выиграли в стартап-конкурсе. После первых платежеспособных клиентов мы стали нанимать очень талантливых людей. Поэтому деньги до сих пор уходили в основном на зарплаты.

– Кого считаете главными конкурентами и чем отличаетесь от них?

– Другие компании, работающие в области искусственного интеллекта или компьютерного зрения, применяемого к камерам наблюдения, ориентированы на идентификацию людей (распознавание лиц) и объектов, поскольку для таких случаев использования имеется множество данных. Heptasense фокусируется на анализе поведения тела, не полагаясь на распознавание людей, поэтому их конфиденциальность вне опасности.

– Для стартапа у вас крупный клиент – BMW. Как вы заполучили его? Кто еще из известных игроков рынка пользуется вашей платформой?

– У нас есть такие исключительные партнеры, как Plug and Play, Everis, Vodafone. Они помогают нам выйти на новые рынки и познакомиться с потенциальными клиентами. Другие крупные клиенты – это Bayer, Media Markt, Brisa (крупнейшая транспортная компания в Португалии) и Mercedes-Benz.

– Вас интересует российский рынок?

– Heptasense фокусируется на трех областях – ритейл (особенно обнаружение краж), заводы (оцифровка рабочих задач) и дороги (обнаружение угроз, например автомобильные аварии). Мы работаем в нескольких странах Европы, наша цель – выйти во все страны мира, включая Россию. Она – крупнейший пользователь общественного видеонаблюдения.

– Как монетизируете проект? Сколько стоит подключение к платформе?

– Стоимость варьируется в зависимости от аналитики, которую компании намерены использовать. Наша цена – это ежемесячная/ежегодная оплата за каждую камеру, подключенную к нашей платформе.

– Сейчас ваша технология анализирует поведение людей с помощью камер безопасности, но в будущем, возможно, сможет узнать имя человека, его зарплату, интересы, составлять профиль на основе «твитов» и даже понимать, в каком тот настроении. Ваша технология улучшает безопасность, менеджмент и продажи. Но в стране, где арестовывают людей за политические взгляды, использование этой технологии может превратиться в сценарий кошмара. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Это именно тот момент, который лежит в основе движения Heptasense каждый день. Мы против использования таких технологий для идентификации и отслеживания жизни людей. Поэтому Heptasense использует камеры только для обнаружения анонимного поведения тела, чтобы предупредить команды безопасности о происходящем (атаке или краже) на камере. После этого решение суда на их стороне. Наша миссия – сделать камеры «умными» и повысить безопасность, а не делать из них шпионские устройства, как это происходит в ряде стран.

– Как думаете, что произойдет с этим типом технологии в будущем? Как она повлияет на сферу безопасности и коммерции?

– Наша технология может принести пользу нескольким рынкам с точки зрения безопасности и управления ресурсами, которые будут напрямую и косвенно использоваться конечным пользователем. Розничный бренд, например, теряет миллионы евро в год из-за краж, которые имеют прямую корреляцию с увеличением цен на продукцию до сохранения показателей рентабельности. В случае управления дорогами обнаружение несчастных случаев в режиме реального времени поможет сократить пробки и выбросы CO2. Повышая безопасность, компании могут выделять больше ресурсов для улучшения качества обслуживания клиентов.

Беседовала Ольга Гриневич

Фото представлены Heptasense

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...