ENG
В мире, Стартапы

Стартапы меняют формат прачечных

В 2018 году объем мирового рынка услуг химчисток и прачечных достиг $118,9 млрд. К 2022 году его рост, согласно прогнозам, увеличится на 10,9% и составит около $180 млрд. Но данные пора обновлять — коронавирус помог этому сектору удвоить продажи и даже задать собственные тренды в мире чистоты и дезинфекции. Экологичность, космические инновации, прачечная «по требованию» — стартапы устроили настоящую революцию на рынке услуг химчисток и прачечных. 

Озон, космос, стирка 

Электрические грузовые велосипеды один за другим подруливают к зданию с вывеской Oxwash, расположенном в Оксфорде. Рабочие, одетые в костюмы СИЗ (средства индивидуальной защиты), вытаскивают из кузовов тюки и отправляют их содержимое в стиральные машины. Что особенного в этой прачечной?

Стартап Oxwash стирает грязную одежду британцев по технологиям, которые используются на космических кораблях. Основателя стартапа Кайла Гранта (Kyle Grant) с космосом связывает не только стирка. В прошлом он два года проработал системным инженером в NASA. Идея Oxwash пришла ему во время подготовки докторской диссертации по синтетической биологии в Оксфордском университете. В 2017 году Грант проводил эксперименты по дезинфекции озоном на грязном белье сокурсников. Сейчас, во время пандемии, его проект собрал €1,6 млн инвестиций, открыл точки в Кембридже и Лондоне и намерен расширяться по всей Великобритании.

«Традиционные процессы стирки потребляют огромное количество воды, энергии (для ее нагрева) и агрессивных химикатов. Кроме того, для сбора и доставки белья и одежды обычно используются бензиновые/дизельные фургоны», — Кайл Грант считает традиционную прачечную серьезным источником загрязнения природы.

Каждая прачечная, по его словам, использует в среднем 80 л воды и выделяет 7 фунтов CO2 и миллион частиц микроволокна в окружающую среду. Oxwash выступает за экологичность во всем — начиная с доставки белья на электровелосипедах и заканчивая стиральными машинами.

Система рециркуляции воды и фильтрации «космической» компании, например, экономит до 25,5 л за каждую стирку, а выброс углерода ей удалось свести к нулю. Oxwash разработала «химию, которая работает при температуре 20°С лучше, чем при 40°С или выше». В ее основе лежит технология генерации озона. Хотя сам озон является загрязняющим веществом, которое ухудшает качество воздуха и даже может быть опасным в случае выброса. Кайл Грант утверждает, что озон, используемый в его стиральных машинах, вырабатывается из кислорода в атмосфере и разлагается обратно до кислорода «в течение нескольких минут и поэтому является безопасным».

Сейчас Oxwash стирает белье для свыше 4000 клиентов, включая сеть отелей Marriott, Лондонский марафон и университеты Оксфорда и Кембриджа. Последнее время, как и весь остальной мир, британский стартап был сфокусирован на борьбе с коронавирусом.

«Сейчас мы, например, осуществляем бесконтактный сбор и доставку, — добавляет Грант. — Наши клиенты предварительно упаковывают свои вещи в “растворимые” пакеты (растворяются в воде). У наших курьеров есть перчатки, защитные очки и респираторы, другие члены нашей команды в полном защитном снаряжении загружают и разгружают стиральные машины, где проводится дезинфекция». 

Химчистка на автомате

Что может быть дороже, чем услуги прачечной в отеле? Только сам отель! Основанный в Индиане стартап Presso придумал новый формат стирки в гостиницах. Достаточно поместить свое грязное белье в вендинговый автомат. Горячий пар, специальная чистящая жидкость и сушка теплым воздухом обработают одежду за 5 минут. При этом «роботизированная» химчистка стоит гораздо дешевле, чем традиционная, — от $2,95 и выше за одну вещь. Идея сделать прачечную в вендинговом автомате принадлежит выпускникам политехнического университета Purdue Нишанту Джайну (Nishant Jain) и Тибо Коренсу (Thibault Corens).

«Наша технология потребляет в 100 раз меньше воды и в три раза меньше электроэнергии, чем стиральная машина», — добавляет Коренс.

Чтобы было понятнее, предприниматели проводят аналогию с микроволновкой.

«У всех есть и микроволновые печи, и духовки, но к первым вы обращаетесь чаще, потому что они быстрее, — говорит Джайн. — Микроволновки можно использовать как альтернативу духовке во многих ситуациях».

Presso — такая же альтернатива химчистке: «робот» удаляет грязь, пот, запахи и бактерии. Разница лишь в скорости и объемах (в автомат можно поместить одну вещь — ред.). С момента основания в 2019 году стартап получил финансирование в размере $261 тыс., в основном от китайского акселератора HAX. Деньги пошли на испытание автоматов-прачечных в 16 отелях на Среднем Западе, включая гостиницы Holiday. В этом году проект закрыл раунд еще на $250 тыс. В период пандемии, когда тема личной гигиены стала особенно актуальной, компания добавила дезинфицирующий элемент в соответствии с рекомендациями CDC (Центры по контролю и профилактике заболеваний США — ред.) и сфокусировалась на продаже своих устройств телекомпаниям и киностудиям. После того как губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом объявил о планах возобновить производство фильмов, количество заказов в Presso увеличилось на 200%. Став первым на рынке «мгновенного ухода за одеждой», американский стартап заполучил в клиенты крупную рыбу — Disney/Marvel, HBO, CBS и FOX.

Прачечная «по требованию»

Каждый раз, когда региональный директор по продажам в иорданской компании по производству медицинского оборудования Eon Aligner Камель Алмани (Kamel Almani) надевал костюм из химчистки, у него начинались проблемы с носовыми пазухами. Он списывал это на рабочий стресс до тех пор, пока инженер-химик Мазен Дарвиш (Mazen Darwish), который с 2016 года вынашивал идею экопрачечной, не рассказал ему о химическом веществе перхлорэтилен (PERC). Этот химикат уже давно запрещен в США и Европе, но его продолжают использовать в Иордании. У Алмани наступило прозрение:

«Он рассказал мне, как PERC влияет на дыхательную систему, и я внезапно осознал, что причиной моих проблем с пазухами были костюмы, которые я надевал после химчистки».

Основанный в 2018 году стартап WashyWash объявил войну PERC. Основатели проекта нашли в Германии моющие средства без токсинов, которые стали основой разработанной ими EcoClean-технологии. Проект работает в русле тренда экономики «по требованию» (on-demand economy). Клиентам никуда не нужно ехать с тюками грязного белья — достаточно установить на телефоне мобильное приложение WashyWash или разместить заказ на веб-сайте. Экопрачечная берет на себя всё: сбор, стирку и возрат одежды в течение 48 часов.

С момента основания в 2019 году Алмани, Дарвиш и еще два соучредителя, присоединившиеся к ним позже, вкладывали в стартап собственные средства. 10 тыс. JOD (иорданских динар) (около $14 тыс.) WashyWash получил от банка Etihad, выиграв конкурс SME. Часть денег вложили частные инвесторы, но общий объем финансирования в проекте не раскрывают. Сейчас компания строит большие планы по расширению: в этом году WashyWash собирается утроить мощности в Аммане и в скором будущем выйти на международный уровень.

«Приложений для экологически чистой химчистки “по требованию” не так много во всем мире, поэтому хорошими рынками для нас могут стать Лондон, Париж или Франкфурт», — считает Камель Алмани.

Автор: Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья