ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Стартапы продвигают персонификацию медицины

В 2018 году Минздрав объявил о переходе российской медицины к системе 4П. Расшифровка формулы проста и отражает ключевые направления: профилактика; персонификация, подразумевающая индивидуальный подход к пациентам; предиктивная медицина, использующая данные о генетике конкретного человека при выборе медицинских процедур для него; парсипетивность, означающая принцип работы коллектива, который основан на ответственности и сотрудничестве. Самым загадочным и в то же время перспективным является пункт два, который обозначает персонификацию. Предлагаем разобраться в особенностях термина и принципе его работы на практике. 

Как лечить человека, а не болезнь

Индивидуальная работа с пациентом всегда была органична для сферы медицины. Лекарственные средства, которые подойдут для одного, для другого могут оказаться бесполезными. «Лечить не болезнь, а больного», «правильное, то есть нужное именно пациенту лекарство в правильных дозах» и другие устойчивые выражения доказывают понятие персонификации.

Персонализированную медицину определяют, как «быстро развивающуюся область здравоохранения, основанную на интегрированном, координированном и индивидуальном для каждого пациента подходе к анализу возникновения и течения заболевания» или как «интегральную медицину, которая включает разработку персонализированных средств лечения на основе геномики, тестирование на предрасположенность к болезням, профилактику, объединение диагностики с лечением и мониторинг лечения».

Индивидуальный подход к пациенту — это прежде всего про комфорт клиента и максимальную компетенцию специалиста, который предоставляет медицинские услуги. В идеале это выглядит так: врач понимает проблему пациента, умеет донести до него суть недомогания, предлагает основные варианты по устранению проблемы, а также рассказывает о необходимых мерах профилактики. И, как самый приятный бонус, создает комфортную атмосферу, уважая его выбор. Логичным форматом и условием реализации индивидуального подхода стала телемедицина.

Врач в смартфоне? Это реальность

Ключевым определением понятия телемедицины является дистанционное предоставление медицинских услуг и взаимодействие медицинских работников между собой с помощью телекоммуникационных технологий. В первую очередь в рамках телемедицины работает связь «врач-пациент», при которой происходит не только первичная консультация с врачом, но и осуществляется передача результатов исследований или заключений, а также полное ведение пациента и поддержание связи в случае срочных вопросов, которые касаются здоровья клиента. При этом за все заключения и рекомендации онлайн врачи и медучреждения несут такую же ответственность, как при очном приеме.

«Телемедицина — это в первую очередь очень удобный инструмент для пациентов, которые могут найти практически весь спектр медицинских услуг, потратив не более 3 минут, — рассказывает Денис Юдчиц, СЕО телемедицинской компании “Онлайн-доктор”, — к тому же чаще всего телемедицинские компании, в отличие от стандартных поликлиник, — это персонализированные сервисы. Например, “Онлайн-доктор” предоставляет каждому пациенту врача-куратора, который ведет его от первого обращения до решения проблемы. Кураторы находят для клиента наиболее подходящую стоматологию или лабораторию, где лучше сделать КТ в случае какого-либо тяжелого заболевания. К тому же сервис доступен клиентам в режиме 24/7».

Для качественного взаимодействия «врач-врач» существует также несколько ключевых пунктов, которые обеспечивает телемедицина: использование электронной информации, телекоммуникационных технологий для обмена данными между врачами, а также для управления в сфере медицинского образования, здравоохранения и медицинских услуг.

Задавать вопрос, кому нужна телемедицина, наверное, глупо, потому что так или иначе мы как клиенты все чаще отдаем предпочтение онлайн-сервисам. Развитие телемедицины позволяет нам экономить время: теперь пообщаться с лечащим врачом можно через экран гаджета. Это актуально для жителей больших городов, где ритм жизни и расстояния не позволяют большинству из нас сидеть по несколько часов в поликлинике. Однако намного актуальнее телемедицина с ее технологиями удаленного консультирования — для жителей небольших поселков, деревень, где спрос на медицинские услуги в разы превышает предложение. А низкая квалификация врачей часто становится причиной неправильных диагнозов, неверного лечения и так далее.

«За семь лет работы сервиса мы провели более полутора миллионов приёмов самых разных специалистов, и большинство обращений (80%) — именно из регионов России», — говорит Денис Юдчиц.

Сейчас телемедицина охватывает широкий спектр медицинских услуг: от педиатрии, психотерапии, дерматологии до неврологии или даже реаниматологии, когда нужен срочный звонок более компетентному специалисту, чтобы спасти жизнь пациенту, которого уже нельзя перевезти в другую клинику.

Толчок для развития дистанционного сервиса медицинских услуг напрямую связан с технологиями: новые технологические решения, которые предлагают IT-компании, доступность гаджетов, повсеместное внедрение интернета. Не стоит исключать и государственные инициативы, которые ускоряют развитие телемедицины. Они ввиду современных условий сильно скорректировались под влиянием пандемии коронавируса и устремили вектор своего развития именно на переход большинства услуг в онлайн-формат.

Количество людей, которые активно пользуются услугами телемедицины, становится больше с каждым годом. Как следствие, востребованность онлайн-сервисов ускоряет международное сотрудничество врачей и медицинских организаций. Так, людям не нужно будет ездить в другие страны на консультации, если, например, вопрос касается лечения онкологических заболеваний.

Опросы показывают, что для повсеместного внедрения телемедицины готовы не только технологии, но и сами пациенты. Еще в 2019 году 30–40% опрошенных положительно высказывались о подобных услугах и были не против воспользоваться ими. Например, у приложения для персонального здоровья Calm, предназначенного для онлайн-медитаций, уже более 10 млн скачиваний в Google Play.

Куда мир катится? 

За рубежом рынок телемедицины уже давно претерпевает свое развитие и активно интегрирован в повседневную жизнь. Например, одним из пионеров телемедицины стала компания One Medical, которая открылась еще в 2007 году. В компании создали технологическую платформу для клиентов по оказанию первой помощи, которая почти сразу же стала очень популярна. Сюда можно было обратиться в любое время суток и получить срочную консультацию при высокой температуре, сильной боли, ушибах и травмах. За почти 15 лет работы One Medical превратилась в полноценную цифровую клинику, в которой успешно функционирует 77 медицинских центров. Говоря о персонализации сервиса, стоит отметить, что у каждого клиента есть доступ к круглосуточным цифровым медицинским услугам по всей стране. Чтобы воспользоваться ими, достаточно открыть сайт, приложение или голосовой помощник.

Компания из США Babylonhealth создала уникальный сервис Babylon 360, доступ к которому может получить любой клиент прямо с телефона. Сервис пытается добиться такой технологичности, чтобы стать системой «все в одном» и решать проблемы клиента буквально одной кнопкой.

А вот еще одна телемедицинская компания — Accolade, основанная в 2007 году в США — помогает людям по максимуму использовать систему здравоохранения и ее преимущества на рабочем месте. Целевая аудитория сервиса — не клиенты, а работодатели, которые обеспечивают сотрудникам и их семьям обслуживание в медицинских организациях. Подобный вариант телемедицинского ДМС сразу приобрел большую популярность благодаря именно индивидуальному подходу.

Если говорить о России, первым сервисом на рынке телемедицины стала компания «Онлайн Доктор», основанная еще в 2013 году. Сейчас основной фокус платформы направлен на персонализацию услуг, предоставляемых в сфере здоровья и wellness-сегменте.

«Часть функционала платформы “Онлайн-доктор” так же, как и западные аналоги, ориентирована на персонализацию ДМС, — рассказывает Денис Юдчиц, — его особенность — в том, что в полис ДМС входят дополнительные услуги по цифровой медицине. Это и рекомендация проверенных врачей или клиник, помощь с записью ко врачу офлайн или онлайн, лабораторные или инструментальные исследования (у сервиса — самая широкая сеть лабораторий в России), поиск и заказ лекарств, второе мнение врача и многое другое). Сейчас идет разработка по выписыванию больничного листа — один из ключевых запросов целевой аудитории». 

Автор: Василий Львов

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья