ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

StartUp Village 2017: Кто стартап ужинает, тот его и танцует

«Как сделать российские инновации глобальными?» — ответ на этот вопрос попытались найти 7 июня в «Сколково» представители государства, институтов развития, госкорпораций и успешных в мире стартапов.  

Места на сцене (что символично — на бочках) заняли президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, председатель правления Внешэкономбанка Сергей Горьков, первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис, гендиректор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков, партнер EY Михаил Романов.

Снизу вверх смотрели на них представители шести уже глобальных российских инновационных компаний: им выделили места на газоне перед сценой.

Старший вице-президент фонда «Сколково» Александр Чернов предложил было поменяться, потому что героями дня являются представители лагеря стартапов. Однако Виктор Вексельберг возразил, что рассадка соответствует законам бытия: кто девушку кормит, тот ее и танцует. Пока рынок недоразвит, пока есть проблемы с финансовой и таможенной системами, развитие технологических стартапов невозможно. По словам Вексельберга, сейчас без институтов развития не обойтись, но чем скорее отпадет надобность в фонде «Сколково», тем лучше.

Сейчас Россия занимает первое место из 60 стран по господдержке стартапов. Данные международных исследований привел Михаил Романов из EY.

«По составляемому Всемирным банком индексу Digital Adoption Россия выглядит неплохо — мы на 26-ой позиции из 71. Но когда всматриваешься в эти показатели внимательно, становится понято, что у нас все более-менее в порядке с внедрением цифровых технологий в государственной сфере (например, госуслуги) и в категории «Общество» (проникновение таких сервисов, как Uber, популярность интернет-банкинга, электронной  коммерции и т.д. ). А вот внедрение цифровых технологий бизнесом находится на очень низком уровне», — подчеркнул Романов.

По его мнению, российский бизнес за редким исключением очень консервативен и больше нацелен на эффективность, чем на инновационность.

Плюс «технопаркизация» всей страны

Первым поддержку российским технологическим компаниям стал оказывать фонд Бортника (Фонд содействия инновациям). Гендиректор Фонда Сергей Поляков отметил, что в формировании экосистемы для развития стартапов с 90-х годов многое изменилось в лучшую сторону, и сейчас в стране появилось огромное количество компаний, которые успешно экспортируют свою высокотехнологичную продукцию. Он привел примеры: каждая атомная станция GE в США оснащена защитным оборудованием «Диаконт»; охранными системами «Аргус-спектр» оснащены сотни объектов, включая Биг Бен, замки британской королевы…

«Каждая компания выходит на глобальные рынки своим путем: «Диаконт» открыл компанию в США, «Аргус-Спектр» — в Европе, — отметил Сергей Поляков. — Нужно скоординированное действие всех институтов развития по выводу проектов на глобальный рынок».

У властей Москвы есть свой план по выращиванию стартапов. По словам руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексея Фурсина, стартапы, как зерна, нужно проращивать в тепличных условиях. Сегодня таких «теплиц» в столице 30, в них растут полторы тысячи компаний.

«Это начало», — пообещал Алексей Фурсин всеобщую «технопаркизацию».

Для популяризации новых российских проектов в ноябре будет запущено реалити-шоу на НТВ – телевыбор лучшего стартапа из 25 команд будет проходить по инициативе ВЭБа. Об этом рассказал председатель правления Внешэкономбанка Сергей Горьков. Первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис объявил о запуске венчурного фонда на $200 млн, который открыт для внешних инвесторов, что в условиях падения доходности депозитов привлекательно.

«Нам важно, чтобы нас воспринимали не как золотую антилопу, которая прыгает и деньги разбрасывает, а как партнера, который может дать начинающему проекту гораздо больше, чем просто финансы», — подчеркнул Лев Хасис.

Иллюзии, таможня и Сбербанк бросают вызов стартапам

Для ExoAtlet Михаила Крундышева взлетом стал StartUp Village 2014 года, на котором проект экзоскелетов был признан лучшим. Привлечь коммерческого инвестора к технологическому проекту, у которого был только прототип, оказалось невозможно — на помощь пришли фонд «Сколково» и РВК, хотя путь к получению грантов основатель стартапа сравнил с прохождением кругов ада. Проникновение на мировой рынок команда решила начать с Азии, где полтора миллиарда платежеспособного населения и не такая сильная, как в Европе или Америке, конкуренция. Однако для выхода в Корею пришлось искать локального партнера.

«Made in Russia хорошо для танков, самолетов и других товаров, которые отлично себя зарекомендовали еще во времена Советского Союза, — сказал Михаил Крундышев. — Для медицинской техники российское производство — это плохо. В итоге пришли к пониманию того, что надо локализовывать производство там».

Желающим пройти успешный путь Крундышев посоветовал быстрее избавляться от иллюзий, особенно от веры в то, что какой-то фонд сделает все за вас.

Илья Сачков, основатель Group IB (расследуют и анализируют все хакерские атаки, создают технологии раннего предупреждения кибератак и экспортируют их), называет три проблемы, возникающие перед российскими молодыми командами. Во-первых, российская компания не может получить хорошую оценку, даже несмотря на технологические преимущества, потому что на глобальном рынке среди стартапов идет битва бюджетов, а не мозгов. Вторая проблема — защита интеллектуальной собственности.

«Мой сотрудник, обладающий знаниями, может перейти на работу в Сбербанк, получив предложение по зарплате, умноженное на три, и начинает там разрабатывать схожий продукт, я никаким образом не защищен», — посетовал Илья Сачков.

Ну и наконец, по его мнению, пора изменять отношения госкомпаний к инноваторам — сейчас разработчики стучатся в закрытые двери.

Станислав Протасов, основатель компании Acronis, уверен, что проблемы на рынке труда будут только нарастать: людей будут воровать — и не только российские компании. При этом бизнес не должен пытаться менять правила игры — это задача государства и институтов развития.

Другие участники дискуссии дали стартапам несколько практических советов. Алексей Южаков из «Промобот» (поставляет сервисных роботов в 12 стран мира) рекомендовал не рассчитывать на длительный вау-эффект, а совершенствовать разработки в соответствии с отзывами рынка и активно участвовать в выставках. Основатель VisionLabs Александр Ханин считает обязательным условием успеха открытие представительства и размещение R&D в той же юрисдикции. Дмитрий Дырмовский из ЦРТ призвал сотрудничать с местными вузами и не бояться кооперации с другими компаниями для разработки готовых решений, которые так востребованы на рынках Азии.

Возможно, вскоре эти советы пригодятся лучшим проектам Skolkovo StartUp Village 2017. По итогам соревнования уже действующих компаний первое место занял проект «Разработка инновационного лекарственного средства на основе сигнального пептида — модулятора нарушений лимбико-гипоталамо-гипофизарного комплекса» (пресса окрестила проект «Женской виагрой») Дмитрия Голикова. Он получит 5 млн рублей. Второе место и 3 млн рублей — у команды проекта «БиоМикроГели» (безопасные реагенты для очистки воды и твердых поверхностей). Третье место заняла Ксения Зюзина (ОТ-82: инновационный препарат для лечения острых лейкозов). Она получает 2 млн рублей.

В конкурсе перспективных бизнес-идей победителями стали Яна Гаража (трек «Биомедицинские технологии», проект «Эндометрикс — комплексная диагностика эндометриоза»), Кирилл Кулаков (трек IT, проект «Хэлло Гайд») и Вячеслав Каймин (трек «Индустриальные технологии», проект «Вибраций.нет»). По информации пресс-службы «Сколково», все они получают по 1 млн рублей.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья