Банковские вклады никогда не являлись привлекательными с точки зрения доходности, но теперь их привлекательность должна еще уменьшиться; по крайней мере, по двум причинам — поскольку Центробанк ведет политику снижения учетной ставки и на фоне общего упадка сама услуга по ведению банковских счетов и расчетному обслуживанию становится все более дорогой. О таком стратегическом моменте, как идущее много лет подряд сокращение конкуренции на российском банковском рынке, забывать тоже не стоит.
Как банк, только лучше?
На этом фоне инвестиции в МФО интересны не только тем, что это более доходный (и, соответственно, более рискованный инструмент), но и тем, что он по своему экономическому смыслу очень близок к банковскому вкладу. Ведь микрофинансовая компания — это тоже кредитная организация, которая, как и банк, привлекает «вклады» и выдает кредиты. Конечно, инвестиции в МФО не защищены страхованием, этот рынок более конкурентный, но зато и менее обремененный регулированием.
Что касается доходности, то, как отмечает генеральный директор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев, инвестиции в МФО стабильно приносят 14–18% годовых. Для сравнения: в конце мая средняя ставка топ-10 российских банков установила антирекорд — 5% годовых и, скорее всего, продолжит падать.
Заметим: в индустрии микрофинансирования наиболее привлекательным и быстро развивающимся сегментом, несомненно, является микрофинансирование онлайн, у которого есть два технических преимущества: независимость от физической локации офисов и возможность работать с трафиком и большими данными. По оценкам Андрея Пономарева, доля онлайна в сегменте PDL (займов «до зарплаты») по итогам года может вырасти до 80%, так как значительная часть клиентов оценила удобство получения денег «в один клик» и в офисы уже не пойдет.
Итак, стоит ли инвестировать в онлайн-МФО?
Высокие риски
Отвечая на этот вопрос «Инвест-Форсайта», руководитель отдела «Инвестиции» финансового супермаркета «Банки.ру» Петр Руденко согласился, что МФО предлагает очень привлекательную фиксированную ставку на фоне снижения ставок по вкладам и доходностей облигаций. Однако, по мнению эксперта, инвестиции в МФО очень рискованны. Вложения не застрахованы государством, сама деятельность МФО связана с выдачей кредитов с высоким риском невозврата.
«Поэтому не стоит вкладывать все или большую часть сбережений в данный продукт», — заключает Петр Руденко.
Тут стоит вспомнить, что минимальный порог инвестирования в МФО составляет 1,5 млн рублей. Таким образом, совет Петра Руденко подходит только для людей, для которых сумма в 1,5 млн рублей является сравнительно небольшой частью их сбережений, то есть для меньшинства населения.
«Этот продукт может подойти инвесторам с большим капиталом», — комментирует эксперт.
Два взгляда на рынок
С оценкой инвестиций в МФО как высокорискованными согласен управляющий активами на Московской бирже, NYSE, Binance Алексей Быков. Более того — по его мнению, инвестировать в онлайн-микрофинансовые организации не стоит.
«В связи с “пандемией” коронавируса на фондовых рынках получается заработать доходность, превышающую инвестиции в онлайн-микрофинансовые организации. В то же время на фондовых рынках есть возможность хеджировать риски через деривативы (опционы и фьючерсы), а инвестиции в МФО не дают таких возможностей. Поэтому рекомендую покупать акции банков, бирж, авиаперевозчиков, золотодобывающих компаний и хеджировать риски инвестиций в них через покупку опционов пут», — говорит Алексей Быков.
Однако Андрей Пономарев (Webbankir) обращает внимание на сравнительно неплохую конъюнктуру на микрофинансовом рынке. По словам эксперта, хотя рынок тоже ощущает на себе негативные последствия из-за снижения платежеспособности населения и свертывания офлайн-офисов МФО, в целом рынок альтернативного кредитования оказался более устойчивым, чем многие другие отрасли, поскольку помогает удовлетворять именно базовые потребности людей. По словам Андрея Пономарева, крупным онлайн-МФО, которые продолжают оказывать услуги населению в период самоизоляции, удалось сохранить прибыльность.
Выбор МФО для инвестиций
Ну а на что надо обратить внимание при выборе МФО, в которую мы хотим вложиться? Петр Руденко указывает такие параметры, как:
- Наличие компании в реестре микрофинансовых организаций Центробанка.
- Рейтинг компании от рейтинговых агентств. Отдавать предпочтение стоит МФО с высшим рейтингом относительно конкурентов.
- Ставка, которую предлагает МФО. Если она намного выше, чему у конкурентов, это рискованно.
- Специализация компании. Если МФО выдает займы под залог имущества, такая компания более надежна, потому что ее заемщики мотивированы вернуть долг.
- Информация о компании в договоре. Ее название и реквизиты должны совпадать с данными в ЕГРЮЛ.
Андрей Пономарев при выборе МФО для инвестиций рекомендует в первую очередь обращать внимание на долю займов, просроченных на 90 дней, — хорошо, если она не превышает 15%. У лидеров этот показатель ниже 10%. Еще один важный параметр — размер капитала компании. Для финансовой устойчивости бизнеса он должен составлять 20% от ее общего долга. Компании, которые занимаются потребительским кредитованием в сегменте PDL, стремятся к еще более высоким показателям соотношения долга и капитала.
Автор: Константин Фрумкин