ENG
Новости

«Сухой» обвиняет «Аэрофлот» в черном пиаре

«Сухой» обвиняет «Аэрофлот» в черном пиаре
Самолет «Сухой Суперджет» на репетиции авиашоу, которое пройдет в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 в Жуковском. Михаил Воскресенский / РИА Новости

Российский лайнер Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100) теряет иностранный рынок. Единственный действующий заграничный эксплуатант готов отказаться от наших самолетов. Третья авиакомпания Мексики заявила о желании продать имеющиеся у нее SSJ-100. В «Сухом» поспешили уточнить, что речь идет не о продаже, а об оптимизации расходов перевозчика и ремаркетинге.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверил, что делать выводы о серьезном репутационном ударе по российской авиастроительной компании из-за этого не стоит. Впрочем, нападают на нее не только извне.

Черный пиар, по словам советника гендиректора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Бориса Алешина, обеспечил лайнеру «Аэрофлот». Во время Евразийского аэрокосмического конгресса, открывшего московский авиасалон МАКС, Алешин пожаловался:

«“Аэрофлот” вдруг рассказал всему миру, что самолет дрянь и дерьмо и во всем (катастрофа в Шереметьево 5 мая, в который погиб 41 человек — ред.) виноват самолет».

При этом сам ОАК, как заметил спикер, вел себя этично — воздержался от комментариев по поводу уровня подготовки пилотов авиаперевозчика и «неумелого менеджмента», который порождает множество проблем. Заявления же руководства «Аэрофлота» до окончания официального расследования, которые «разбрасывали по всей мировой прессе», Борис Алешин назвал дискредитацией.

Напомним, в предварительных результатах, которые обнародовал еще в мае Межгосударственный авиационный комитет, было указано: в лайнер попала молния, что привело к отказу систем автопилотирования. При этом экипаж, вопреки инструкции, не запрашивал возможности облета грозовой зоны. Самолет сажали с массой больше предельно допустимой и с превышением максимальной вертикальной скорости снижения.

На годовом собрании акционеров 25 июня глава «Аэрофлота» Виталий Савельев так прокомментировал предварительные выводы экспертов:

«К нам много вопросов и у нас много вопросов».

Сегодня в эксплуатации у «Аэрофлота» находится 49 самолетов SSJ-100 — это крупнейший парк от «Сухого». При этом на маршруты, где используются эти лайнеры, билеты в среднем на 20% дороже. В Федеральной антимонопольной службе это объяснили высокой стоимостью обслуживания именно этих воздушных судов.

Смягчить последствия публичного скандала двух госкорпораций решил министр промышленности и торговли Денис Мантуров — он назвал SSJ-100 перспективным товаром, которым, несмотря на майскую катастрофу, интересуются российские и иностранные компании. Однако объявить названия потенциальных партнеров «Сухого» не смог.

Депутат Госдумы Франц Клинцевич предложил искать виноватых среди журналистов. По его словам, либеральные издания отмечаются подменой понятий, а часть СМИ намеренно выводит «Суперджет» в заголовки об авиапроисшествиях, в чем невооруженным взглядом видна определенная установка.

Но первенца российской гражданской авиации подводит не только плохой PR.

«С пяром не задалось сразу, когда во время первого предпродажного полета в Индонезии SSJ впечатался в гору — ну так себе репутационная заявка. Но даже это не помешало начать его продавать за рубеж. И даже пытаться имиджево отстраиваться от фундаментального факапа, — разбирают ситуацию в Telegram-канале “Беспощадный пиарщик”. — Но когда ты продаешь самолеты за рубеж, очень-очень неплохо бы иметь хотя бы в регионах присутствия (Бельгия, Ирландия, Мексика) сервисные центры. Которых — та-дааа — там не было».

Отсутствие сервисных центров и возможности оперативно получить вышедшую из строя деталь принуждало эксплуатантов к каннибализации — разбору части лайнеров на запчасти, чтобы поддерживать летную годность остальных. В итоге авиакомпании стали одна за другой отказываться от российского самолета.

Ирландский перевозчик CityJet с января законсервировал все семь своих «Сухих». Все еще поднимает их в небо мексиканский лоукостер Interjet. У него 22 лайнера SSJ-100, и на рубеже 2015–2016 годов компания считалась крупнейшим и лучшим зарубежным эксплуатантом судов, сделанных АО «Гражданские самолёты Сухого». В 2013 году сделку с «Сухим» в Мехико называли «сладкой»: капитальные затраты на 10 лайнеров SSJ-100 равнялись предоплате за один Airbus A-320.

Однако в 2019 году большинство российских самолетов по несколько месяцев не поднимались в небо. Согласно данным сервиса Flightradar24, сейчас только шесть SSJ-100 продолжают полеты. Впрочем, желание избавиться от российских самолетов во многом обусловлено экономическими проблемами перевозчика: Interjet страдает от обвала песо и роста тарифов на топливо и не имеет средств на ремонт и обслуживание двигателей, а также покупку запчастей. Сейчас мексиканцы то заявляют, что готовы отказаться от SSJ-100, то опровергают эти сообщения и продолжают терпеть операционные убытки.

А «Сухой» представляет на МАКС обновленную версию SS-100 с саблевидными законцовками крыла.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья