ENG
Инвестиции, Технологии

Без дыма: табачные компании ставят на электронику

Рынок табачных изделий в России продолжает сжиматься — падение продаж который год фиксируют его основные участники. Всему виной рост цен — за последние несколько лет средняя стоимость пачки сигарет выросла в 3,5 раза и сейчас приближается к 90 руб., а также жесткие ограничение на употребление табака в общественных местах. Занять место «под солнцем» намерены табачные продукты нового поколения, которые на рынок, в том числе российский, один за другим выводят табачные корпорации. 

© РИА Новости / Александр Вильф

Вместо сигарет и трубок последние предлагают технологичные устройства, которые можно заряжать от розетки, использовать без особых ограничений и которые, вроде бы, даже менее опасны — корпорации готовы делиться данными исследований, убеждающих потребителя в более низком уровне выделения вредных веществ в инновационных девайсах. В итоге рынок подобных устройств растет как на дрожжах — появившись сравнительно недавно, по итогам 2016 г. в мире он уже достиг $10 млрд, подсчитали в BIS Research. Прогнозы также обещают рост: $32 млрд к 2021 году, $50 млрд — к 2025-му. В России темпы тоже впечатляющие: в прошлом году объем уже перевалил за $300 млн.

Нос не в табаке

Сегодня на рынке представлены две принципиально разные технологии, на основе которых и функционируют самые известные табачные продукты нового поколения. Одну из них, технологию испарения никотиносодержащей жидкости, используют производители вейпоризаторов или электронных сигарет. Однако есть и другая, в основе которой лежит низкотемпературный нагрев табака: если при традиционном курении сигареты температура горения табака может достигать 900 градусов, здесь она втрое ниже.

«Кардинальное различие состоит именно в наличии или отсутствии табака: в то время как электронные испарители и используемые в них жидкости не содержат табака и, следовательно, не являются табачной продукцией. Система нагревания табака использует табачные стики, которые имеют в составе табак», — говорит менеджер по коммуникациям Imperial Tobacco Анна Коврыга.

Какая из технологий более перспективная, очевидного понимания нет — к примеру, компания Imperial Tobacco делает ставку именно на вейп-устройства и известна по электронным сигаретам blu. Низкотемпературный нагрев использует в гаджете glo British American Tobacco (BAT), на российском рынке он появился осенью 2017 г., также в портфеле компании есть вейп-девайс Pebbl. Philip Morris International предлагает рынку технологичный гаджет IQOS, также использующий низкотемпературный нагрев (в России новинка появилась в 2015 г.). Впрочем, пока потребители табака становятся скорее потребителями продукции вейп-индустрии.

«На долю электронных испарителей и жидкостей пришлось около 90%, а на долю систем нагревания табака и табачных стиков — 10% всего рынка продуктов нового поколения», — отмечает Анна Коврыга.

Дорогие инновации

«Основные производители электронных сигарет контролируются крупнейшими табачными компаниями. Поэтому пока сложно говорить о том, что продавцы «дыма» могут потерпеть убытки из-за изменений структуры рынка», — говорит главный инвестиционный стратеги ФГ БКС, управляющий инвестиционным фондом «Финансовая стратегия» Максим Шеин.

К примеру, компания Imperial Brands (в состав входит Imperial Tobacco) инвестировала за последние годы в инновационные табачные продукты около 400 млн фунтов стерлингов. В том числе в июне 2017 г. компания приобрела австрийского производителя электронных сигарет Von Erl, а в ноябре 2017 г. купила британскую Nerudia, производителя жидкостей на основе никотина для электронных сигарет. Philip Morris International инвестировала в фундаментальные исследования, разработку и коммерциализацию новых продуктов, а также в расширение производственных мощностей для их производства более $3 млрд. Только порядка $120 млн компания вложила в постройку научно-исследовательского центра в Нюшателе (Швейцария), где разработали дизайн держателя и зарядного устройства IQOS. Не отстает и British American Tobacco — за последние шесть лет группа инвестировала в разработку и коммерческий выпуск инновационной продукции табачного рынка более $1,5 млрд (речь идет об устройствах для нагревания табака, электронных сигаретах и гибридных системах). В 2012 г. компания купила британского разработчика электронных сигарет CN Creative, а в 2015 г. приобрела уже польского производителя Chic Group.

Кстати, табачные стики для glo-нагревания выпускает фабрика «БАТ СПб», которая также экспортирует продукцию на рынки, где уже представлен прибор (Россия стала пятой из числа таких стран; также glo есть в Японии и Канаде).

«В запуск производства табака для нагревания в Санкт-Петербурге компания вложила около 1 млрд рублей производство», — уточняет глава «БАТ Россия» Аттила Кундрак.

Ниша для нелегалов

Мировые производители табачной продукции активно инвестируют в инновации не от хорошей жизни — наступление на традиционные сигареты идет по всему миру. Так, в Великобритании к 2029 г. в принципе не останется потребителей обычных сигарет, подсчитали эксперты Frontier Economics: их место займут технологические гаджеты. Как уточняет руководитель по нормативному регулированию «БАТ Россия» Олег Барвин, в США по итогам 2016 г. продукты нового поколения выбирало более 5% взрослого населения страны, в Великобритании — 4,1%, в Южной Корее и России — по 1,4%. В Philip Morris International рассчитывают, что уже к 2025 г. минимум 30% объема продаж будет приходиться на бездымные продукты. Феноменальным стал успех устройства IQOS на рынке Японии — в столице страны то выбрало почти 15% пользователей.

Казалось бы, ситуация на рынке, не говоря уже о пропаганде здорового образа жизни, должна очевидно способствовать росту спроса на «дымные» инновации. Пока, впрочем, эксперты говорят скорее о стремительном росте доли нелегальной продукции на табачном рынке в России. По данным исследования теневого табачного рынка от компании Nielsen, по итогам 3 квартала 2017 г. доля нелегального товара составила 4,5%. Год назад этот показатель был почти вдвое ниже (2,5%).

При этом более половины от общей доли нелегального табачного рынка в России составила продукция, нелегально ввезённая из Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Армении. Больше всего продукции ввезено из Белоруссии, главным образом из-за низкой стоимости — речь идет о 40-45 руб. за пачку, что ощутимо ниже стоимости недорогих марок, легально произведенных в России. Главной причиной перетока сигарет низкоценового сегмента из государств-членов ТС является разница ставок акциза на табачную продукцию.

В случае с табачными инновациями проблема серого рынка стоит не менее остро. К примеру, BAT пока так и не вывела на рынок устройство для вейпинга Pebble — в том числе препятствием стала высокая доля нелегальных поставок на этом рынке.

Открытым в итоге остается вопрос, удастся ли с помощью инновационных продуктов, а также запретительных мер справиться с вредной привычкой у курильщиков. Статистически, безусловно, да: например, даже по данным Минздрава, за последние 25 лет в России курильщиков стало меньше на 25%. Не говоря уже о падении продаж у табачных компаний. Однако уверенности в том, что речь идет именно о падении потребления, к сожалению, нет.

«Есть общая убежденность, что потребление падает, по крайней мере, легальные продажи у всех компаний — и крупных, и мелких — снижаются. Однако мы не знаем, замена ли это на контрафакт или снижение потребления, — говорит председатель правления «Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем» (ПАУРРЭНС) Максим Королев. — При этом в той же Японии, где запрещены изделия с никотиносодержащими жидкостями, но разрешены изделия с нагревательным табаком, около 15% табачного рынка перешло на табачные стики, и даже больше чем на 15% произошло падение потребления обычных табачных изделий».

Рекламное вето

Продвижение новых табачных продуктов потребовало еще и инновационных подходов в рамках рекламных кампаний, в том числе потому, что фактически речь шла о формировании нового потребительского рынка.

«Производители вывели принципиально новый товар на рынок, которого раньше попросту не существовало, — отмечает генеральный директор ИА «INFOLine» Иван Федяков. — На этот совершенно инновационный товар не было в реальности спроса, они его создали, сформировали, на него появился пусть пока и ограниченный, но все-таки спрос».

При этом, отмечает он, на рынок вывели недешевый товар — и это в условиях общего тренда на снижение цен, а также акции и скидки, которого в последние года придерживаются производители и ритейлеры.

«Эти ребята «раскрутились», используя по факту только один маркетинговый инструмент — POS-материалы в торговом зале», — отмечает Иван Федяков.

Другое дело, что и к использованию POS-материалов подошли нестандартно — к примеру, сделали их цифровыми. Так, во флагманском магазине IQOS в России создали единую цифровую экосистему с централизованным управлением всеми системами коммуникации с покупателями. Но, главное, в магазине появилось так называемое Digital Tree — цифровая инсталляция из интерактивных панелей и видеостен.

«Таким образом офлайн-магазин становится дополнительной коммуникационной точкой бренда, а не просто точкой продаж; с ростом технологичности продукта повышается и инновационная составляющая взаимодействия. Для клиента этот новый опыт, безусловно, переносится и на продукт — технологичность проекта транслирует идеи всей маркетинговой кампании», — отмечает генеральный директор Addreality Сергей Галеев.

Конечно, стратегия была во многом вынужденная в условиях ограничений на классические способы рекламы, а также ужесточения правил выкладки табачных изделий в ритейл-сетях. Но в то же время это и эффективный способ, которые наши производители сильно недооценивают, резюмирует Иван Федяков.

Автор: Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья