ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Такси для богатых

Антон Чиркунов родился в 1989 году в Перми, но с раннего детства жил в Швейцарии и имеет двойное гражданство — его отец Олег Чиркунов (впоследствии пермский губернатор) тогда работал в российском торгпредстве. В Швейцарии Антон получил высшее экономическое образование в университете Санкт-Галлена. В отличие от большинства европейцев, молодой человек не сумел сдать на права. Поэтому передвигаться ему приходилось на такси и общественном транспорте. Однако уровень сервиса устраивал Антона не всегда. Так появилась идея создать мобильное приложение для вызова машин, которые удовлетворили бы даже требовательных пассажиров.

Первый блин комом

По признанию молодого человека, ему удобнее передвигаться на машине с водителем. Однако со временем он стал замечать, что такси не всегда комфортно для пассажира. Один раз, например, водитель высадил молодого человека из машины, потому что воспринял зевок как неуважение к себе. Поэтому Чиркунов задумался о создании службы такси, которые были бы максимально ориентированы на комфорт пассажира. Как признается молодой человек, он хотел сделать сервис, которым с удовольствием пользовался бы сам и мог рекомендовать друзьям. Для реализации этой идеи Антон решил создать мобильное приложение, которое планировал интегрировать в местные автопарки. Клиент вызывал по нему машину, а разработчик приложения получал комиссию. В то время мобильные агрегаторы только появились на рынке; идея вызывать такси не по телефону, а с помощью приложения, оказалась новаторской и выглядела очень перспективно.

Первое мобильное приложение Чиркунов разработал самостоятельно вместе с другом в 2010 г. — помогло увлечение программированием. Название Wheely — производное от wheel (колесо) — указывало на направление деятельности и легко запоминалось.

Пилотный проект стартовал в 2010 г., но первая попытка оказалась неудачной. В Цюрихе, Вене и Амстердаме, где Антон попытался запустить проект, услуга оказалась невостребованной. Система арендованных машин в Европе работала таким образом, что людям проще было поймать машину на улице, чем заказывать через приложение. Проблемы возникли и с внедрением собственного ПО — хотя местные таксопарки были согласны им пользоваться, владелец их ПО был против сторонних приложений и в конце концов просто забанил разработку Антона.

Молодой человек не сдавался и решил повторить попытку в Лондоне. В отличие от континентальной Европы, там значительную часть такси составляли частные шоферы, которые не имели права подбирать пассажиров на улице и получали вызовы через менеджеров компаний. Поэтому там дополнительная возможность вызвать такси оказалась более востребованной. Однако лондонский офис долгое время работал фактически на самоокупаемость: менеджеры компаний переманивали клиентов и отказывали в отправке машины по вызову со стороннего приложения, если у них было много своих заказов.

Возвращение на Родину

Стало понятно, что для успешной работы с приложением нужно обеспечивать не таксопарки, а водителей, а также наладить собственную диспетчерскую службу. В 2012 году модернизированный проект решили протестировать в Москве. Для этого в аренду взяли 5 машин Е-класса. В этот раз идея выстрелила и заработала так, как того хотел создатель. Стартовый капитал составил $2,5 млн. Большую часть из них дали родственники, еще $25 тыс. составил безвозмездный грант Юрия Мильнера и Павла Дурова. Деньги были потрачены на разработку ПО, покупку коммуникаторов, аренду первых машин и запуск проекта в Лондоне и Москве.

Через год сервис заработал в Санкт-Петербурге, а в 2014 компания открыла офисы в Сочи, Казани, Екатеринбурге и Перми. Были попытки сделать услуги более доступными, но в итоге от них отказались. Миссия компании — премиальный уровень сервиса, который тарифы комфорт-класса просто не позволяли обеспечить.

Конкуренты не страшны

Основными конкурентами сервиса были «Яндекс.Такси», GetTaxi и Uber. Чтобы занять нишу, Антон сделал ставку на эксклюзив и собственную целевую аудиторию — обеспеченных людей, для которых на первом месте стоит комфорт. Wheely — не столько такси, сколько аренда автомобиля с личным водителем. При этом нет минимального времени заказа, а вызвать машину можно в любой момент. На машинах нет шашечек и других опознавательных знаков, поэтому клиентам гарантирована конфиденциальность. Для многих деловых людей поездки на автомобиле с личным водителем — вопрос имиджа, при этом заказать такое такси намного дешевле, чем содержать машину и шофера. В дороге водитель по желанию клиента включит приятную музыку, установит комфортную температуру. В машине всегда есть вода, зарядка для телефона, свежая пресса, доступ к интернету по Wi-Fi. Водитель носит костюм и галстук. Он не только откроет дверь, поможет выйти из машины, донесет багаж или покупки, но и проводит пассажира под зонтом, если идет дождь. Также водитель по просьбе клиента заберет ребенка из школы, отвезет документы, встретит знакомого или делового партнера в аэропорту.

Сейчас Wheely сотрудничает с прокатными компаниями и частными водителями. Перед заключением договора водители проходят тщательный отбор. По статистике компании, из 10 кандидатов на работу после собеседования принимают только 3 человек. Оценивается не только водительское мастерство, но и знание города — водители Wheely доставят клиента по любому адресу, не прибегая к навигатору. Строгие требования предъявляются к личным качествам — выдержке, вежливости, корректности. С водителем проводят подробный инструктаж о правилах поведения и корпоративных стандартах. После поездки клиент выставляет оценку: если рейтинг водителя падает ниже 4,75, с ним расстаются навсегда. Это позволяет удерживать планку качества на высоте и быть конкурентоспособными.

Не менее строги требования к машинам. Они должны быть не старше трех лет и только премиальных марок. Это Мерседесы Е- и S-класса, Майбахи, минивэны (для клиентов с большим багажом), Бентли, Кадиллаки. В регионах также используются японские марки. Машины безукоризненно чистые — их регулярно моют не только снаружи, но и изнутри.

Время ожидания такси — не более 20 минут. При этом есть возможность сделать предзаказ и быть уверенным, что в назначенное время автомобиль подъедет по нужному адресу. В обычном такси нередки случаи торга водителя с пассажиром насчет оплаты. В Wheely это исключено — стоимость рассчитывается заранее и списывается с привязанной к приложению карты.

Дальнейшие планы

Сейчас компания работает в 7 российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сочи, Казани, Екатеринбурге, Перми. Продолжает работу лондонский офис. В планах — выход в другие города-миллионники России, а также за рубеж.

Компания по-прежнему делает ставку на высокий класс обслуживания и работу в бизнес- и премиум-сегменте. Список услуг постоянно расширяется с учетом потребностей клиентов. Например, сейчас можно заказать машину для другого человека. Еще одна услуга — «трезвый водитель» — заказ водителя, который довезет клиента на его машине, если тот не может или не хочет сам садиться за руль.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья