В Германии 350 технопарков, и 99% составляет выживаемость инновационных предприятий. В России — 169 технопарков, а выживаемость в официальных отчетах никто даже не считает. В чем причина такой огромной разницы и как исправить ситуацию?
Чего вообще нужно ждать от технопарков
«Технологические парки», «технополисы», «технологические ареалы», «исследовательские парки», «научные парки» — всё это названия одного и того же: такое явление, как технопарки, существует уже около 50 лет. Чаще всего стратегической целью технопарков является реализация национальной инновационной политики страны, а главной задачей — объединение на единой платформе ключевых субъектов экономической деятельности: местной администрации, научно-исследовательских институтов, вузов, банков, промышленных предприятий — для ускорения и оптимизации инновационной деятельности.
Согласно стандартам, заданным Международной ассоциацией технологических парков в 2002 году, технопарк должен выполнять следующие функции в качестве центра развития инноваций:
- Обеспечивать взаимосвязь между университетами, научными организациями и бизнесом;
- Оказывать помощь резидентам в получении льгот, грантов и финансовой поддержки;
- По возможности обеспечивать специальным оборудованием и пр.
Опыт европейских стран показывает, что именно современные технопарки являются центром развития инновационных бизнесов, бизнес-инкубаторами и акселераторами, обеспечивающими взаимодействие между наукой, бизнесом и производством и (по возможности) развитие национального и международного сотрудничества. Смысл работы успешных европейских управляющих компаний в технопарках состоит в координации, обеспечении деятельности резидентов, информационной и профессиональной поддержке, создании для них максимальных удобств и комфорта (делового и бытового).
Технопарки Германии: быстро превратить идеи в товары
Сегодня Германия является лидером мирового экспорта и ставит перед собой задачу в ближайшие годы получить статус глобального инновационного и технологического лидера. В 2018 году в стране была принята Стратегия высоких технологий 2025, которая включает в себя 168 инициатив в сфере инновационной деятельности. Из них 48 инициатив направлены на развитие инновационного предпринимательства, 41 — на поддержку трансфера и коммерциализации результатов исследований, 18 — на развитие сетевых взаимодействий и платформ сотрудничества.
Опорой немецкой экономики является малый и средний бизнес. Именно на их поддержку в первую очередь ориентированы все программы стратегии. А эффективными платформами для их развития становятся инновационные центры, в роли которых и выступают технопарки. По данным на 2019 год, в Германии функционируют 350 технопарков, на базе которых работают 12 тыс. инновационных компаний с почти 90 тыс. сотрудников. В течение 35 лет деятельности технопарков на их базе было создано 45 тыс. предприятий, выживаемость которых составила 99% — колоссальный результат.
Я проанализировала деятельность крупных немецких технопарков на примере берлинского «Адлерсхоф» и Технологического центра Дортмунда. Примечательно, что, помимо базовых услуг (аренда, коммунальные услуги, услуги связи, охрана и управление объектами), управляющие компании обоих технопарков делают много всего для своих резидентов. Среди специализированных услуг:
• Подбор программ финансирования;
• Информационные услуги и мероприятия;
• Участие в торговых ярмарках;
• Передача инноваций на национальном и международном уровнях;
• Патентные услуги;
• Поддержка запуска бизнеса и его развитие;
• Помощь в привлечении капитала;
• Преинкубационный центр;
• Менторство;
• Коворкинг.
Все это направлено на одну глобальную цель: обеспечить максимально короткий путь от идеи до продукта. Чем короче путь, тем это более выгодно всем сторонам: резидентам, технопарку, государству. Поэтому молодые предприниматели, студенты, выпускники вузов, индивидуальные предприниматели и стартап-команды, научные сотрудники — носители и потенциальные носители инновационных идей — получают на базе технопарков всестороннюю поддержку для их генерации и внедрения.
По сути, управляющие компании технопарков Германии являются и девелоперами, и поставщиками услуг, и промоутерами бизнеса. Как следствие, они становятся инициаторами и катализаторами инновационной и экономической активности. Управляющая компания немецкого технопарка работает в режиме «единого окна», а совсем молодые технологические стартапы поначалу практически «водит за руку».
Технопарки России: выйти на самоокупаемость к 2024 году
Последнее десятилетие в РФ уделяется пристальное внимание инновационной политике. В 2012 году правительство приступило к реализации общенациональной программы поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров для расширения цепочек производства добавленной стоимости и стимулирования роста экономики в российских регионах. В общей сложности было создано 25 кластеров в 7 стратегических секторах, включая ядерную и радиационную технологии, производство космической техники, судостроение, фармацевтическую, биотехнологическую и медицинскую промышленность; новые материалы; химию и нефтехимию; информационные технологии и электронику. Это действительно дало толчок стремительному развитию научно-технических кластеров страны. Если, по данным обзора Global Innovation Index за 2017 год, в списке топ-100 научно-технических кластеров мира Москва занимала 57-е место, то уже в 2018 году наша позиция переместилась на 30-е.
Технопарки, научные парки и технополисы — важный элемент кластеров, однако цели и задачи для них весьма туманны и очень отличаются от той картины, что мы можем видеть в Германии. Так, «Пятый ежегодный обзор «Технопарки России-2019» цитирует слова бывшего министра экономического развития России Максима Орешкина о том, что технопарки:
«Являются одним из наиболее действенных инструментов национального проекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы”».
Орешкин отметил, что большинство поддержанных проектов реализуется частными инвесторами. Для министерства это подтверждение того, что технопарки могут создаваться с эффективной бизнес-моделью и выходить на самоокупаемость в течение 5–7 лет. Минэкономразвития России в период до 2024 года планирует оказать финансовую поддержку 129 объектам специализированной инфраструктуры, в том числе технопаркам. Основная цель — их самоокупаемость.
На сегодняшний день с технопарками в России ситуация такая: их много, но вдвое меньше, чем в Германии. По данным Ассоциации кластеров и технопарков, в 2019 году в 54 регионах России насчитывалось 169 технопарков. Основная часть, конечно, сосредоточена в Москве и Московской области — 42 и 23 соответственно. Характер деятельности абсолютного большинства технопарков, за несколькими исключениями, совсем иной. Согласно ежегодным отчетам той же Ассоциации кластеров и технопарков за 2018 и 2019 гг., почти весь доход управляющим компаниям приносят аренда и базовые услуги, а уровень предоставления профессиональных и специальных услуг крайне низок.
При этом потребность у резидентов технопарков в услугах, конечно, есть. Многие говорят, что были бы рады, если бы управляющая компания помогала с экспортом и патентным поиском, взаимодействовать с госорганами и административными структурами, в том числе в части включения в разного рода перечни и программы, содействия в получении грантов, привлечении инвесторов и многое другое.
Казалось бы, что может быть логичней, чем обратиться к опыту успешного развития технопарков Германии, чтобы следовать международной практике организации инновационных центров? Можно взять за основу немецкую философию поддержки бизнеса, которая сразу задает позитивный тон в коммуникации между технопарками, резидентами и прочими интересантами процесса инновационного развития:
- «Мы поможем вам стать самостоятельными». Управляющие компании участвуют в предоставлении молодым компаниям и стартапам государственного и частного финансирования, работают программы менторства и преинкубации.
- «Мы обеспечим вам эффективную коммуникацию». Благодаря огромному потенциалу сетевых взаимодействий происходит интенсивный трансфер инновационных технологий. Прибыльность компаний быстро возрастает.
- «Мы не просто арендодатели, мы ваши партнеры». Технопарки не только предоставляют услуги аренды, но и берут на себя решение организационных, практических и бытовых вопросов, что позволяет компании сосредоточиться на решении ключевых задач бизнеса.
- «Вы никогда не останетесь в одиночестве на пути к собственному бизнесу». Начинающий предприниматель получает уверенность в том, что он получит всестороннюю поддержку от своих партнеров.
Именно так можно превратить многочисленные арендные площади под названием «технопарк» в инновационные центры. Однако перед управляющими компаниями российских технопарков не стоит цель развивать поддержку резидентов (по крайней мере, такова реальность на сегодня). Перед ними стоит другая задача — создать эффективную бизнес-модель, которая позволит им выйти на самоокупаемость. Так что ключевая ошибка во всей этой системе лежит у самого основания: на уровне формирования цели.