ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Инвестклимат, Мнение

Почему в Германии технопарки — центры развития, а в России — помещения в аренду

Екатерина Наумова

Екатерина Наумова

Основатель проекта «ЕКТА Менеджмент», сооснователь юридической компании «ЕкаРус», советник руководителя управляющей компании технопарка «Успенский»

В Германии 350 технопарков, и 99% составляет выживаемость инновационных предприятий. В России — 169 технопарков, а выживаемость в официальных отчетах никто даже не считает. В чем причина такой огромной разницы и как исправить ситуацию? 

Чего вообще нужно ждать от технопарков

«Технологические парки», «технополисы», «технологические ареалы», «исследовательские парки», «научные парки» — всё это названия одного и того же: такое явление, как технопарки, существует уже около 50 лет. Чаще всего стратегической целью технопарков является реализация национальной инновационной политики страны, а главной задачей — объединение на единой платформе ключевых субъектов экономической деятельности: местной администрации, научно-исследовательских институтов, вузов, банков, промышленных предприятий — для ускорения и оптимизации инновационной деятельности.

Согласно стандартам, заданным Международной ассоциацией технологических парков в 2002 году, технопарк должен выполнять следующие функции в качестве центра развития инноваций:

  • Обеспечивать взаимосвязь между университетами, научными организациями и бизнесом;
  • Оказывать помощь резидентам в получении льгот, грантов и финансовой поддержки;
  • По возможности обеспечивать специальным оборудованием и пр.

Опыт европейских стран показывает, что именно современные технопарки являются центром развития инновационных бизнесов, бизнес-инкубаторами и акселераторами, обеспечивающими взаимодействие между наукой, бизнесом и производством и (по возможности) развитие национального и международного сотрудничества. Смысл работы успешных европейских управляющих компаний в технопарках состоит в координации, обеспечении деятельности резидентов, информационной и профессиональной поддержке, создании для них максимальных удобств и комфорта (делового и бытового).

Технопарки Германии: быстро превратить идеи в товары

Сегодня Германия является лидером мирового экспорта и ставит перед собой задачу в ближайшие годы получить статус глобального инновационного и технологического лидера. В 2018 году в стране была принята Стратегия высоких технологий 2025, которая включает в себя 168 инициатив в сфере инновационной деятельности. Из них 48 инициатив направлены на развитие инновационного предпринимательства, 41 — на поддержку трансфера и коммерциализации результатов исследований, 18 — на развитие сетевых взаимодействий и платформ сотрудничества.

Опорой немецкой экономики является малый и средний бизнес. Именно на их поддержку в первую очередь ориентированы все программы стратегии. А эффективными платформами для их развития становятся инновационные центры, в роли которых и выступают технопарки. По данным на 2019 год, в Германии функционируют 350 технопарков, на базе которых работают 12 тыс. инновационных компаний с почти 90 тыс. сотрудников. В течение 35 лет деятельности технопарков на их базе было создано 45 тыс. предприятий, выживаемость которых составила 99% — колоссальный результат.

Я проанализировала деятельность крупных немецких технопарков на примере берлинского «Адлерсхоф» и Технологического центра Дортмунда. Примечательно, что, помимо базовых услуг (аренда, коммунальные услуги, услуги связи, охрана и управление объектами), управляющие компании обоих технопарков делают много всего для своих резидентов. Среди специализированных услуг:

• Подбор программ финансирования;
• Информационные услуги и мероприятия;
• Участие в торговых ярмарках;
• Передача инноваций на национальном и международном уровнях;
• Патентные услуги;
• Поддержка запуска бизнеса и его развитие;
• Помощь в привлечении капитала;
• Преинкубационный центр;
• Менторство;
• Коворкинг.

Все это направлено на одну глобальную цель: обеспечить максимально короткий путь от идеи до продукта. Чем короче путь, тем это более выгодно всем сторонам: резидентам, технопарку, государству. Поэтому молодые предприниматели, студенты, выпускники вузов, индивидуальные предприниматели и стартап-команды, научные сотрудники — носители и потенциальные носители инновационных идей — получают на базе технопарков всестороннюю поддержку для их генерации и внедрения.

По сути, управляющие компании технопарков Германии являются и девелоперами, и поставщиками услуг, и промоутерами бизнеса. Как следствие, они становятся инициаторами и катализаторами инновационной и экономической активности. Управляющая компания немецкого технопарка работает в режиме «единого окна», а совсем молодые технологические стартапы поначалу практически «водит за руку».

Технопарки России: выйти на самоокупаемость к 2024 году

Последнее десятилетие в РФ уделяется пристальное внимание инновационной политике. В 2012 году правительство приступило к реализации общенациональной программы поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров для расширения цепочек производства добавленной стоимости и стимулирования роста экономики в российских регионах. В общей сложности было создано 25 кластеров в 7 стратегических секторах, включая ядерную и радиационную технологии, производство космической техники, судостроение, фармацевтическую, биотехнологическую и медицинскую промышленность; новые материалы; химию и нефтехимию; информационные технологии и электронику. Это действительно дало толчок стремительному развитию научно-технических кластеров страны. Если, по данным обзора Global Innovation Index за 2017 год, в списке топ-100 научно-технических кластеров мира Москва занимала 57-е место, то уже в 2018 году наша позиция переместилась на 30-е.

Технопарки, научные парки и технополисы — важный элемент кластеров, однако цели и задачи для них весьма туманны и очень отличаются от той картины, что мы можем видеть в Германии. Так, «Пятый ежегодный обзор «Технопарки России-2019» цитирует слова бывшего министра экономического развития России Максима Орешкина о том, что технопарки:

«Являются одним из наиболее действенных инструментов национального проекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы”».

Орешкин отметил, что большинство поддержанных проектов реализуется частными инвесторами. Для министерства это подтверждение того, что технопарки могут создаваться с эффективной бизнес-моделью и выходить на самоокупаемость в течение 5–7 лет. Минэкономразвития России в период до 2024 года планирует оказать финансовую поддержку 129 объектам специализированной инфраструктуры, в том числе технопаркам. Основная цель — их самоокупаемость.

На сегодняшний день с технопарками в России ситуация такая: их много, но вдвое меньше, чем в Германии. По данным Ассоциации кластеров и технопарков, в 2019 году в 54 регионах России насчитывалось 169 технопарков. Основная часть, конечно, сосредоточена в Москве и Московской области — 42 и 23 соответственно. Характер деятельности абсолютного большинства технопарков, за несколькими исключениями, совсем иной. Согласно ежегодным отчетам той же Ассоциации кластеров и технопарков за 2018 и 2019 гг., почти весь доход управляющим компаниям приносят аренда и базовые услуги, а уровень предоставления профессиональных и специальных услуг крайне низок.

При этом потребность у резидентов технопарков в услугах, конечно, есть. Многие говорят, что были бы рады, если бы управляющая компания помогала с экспортом и патентным поиском, взаимодействовать с госорганами и административными структурами, в том числе в части включения в разного рода перечни и программы, содействия в получении грантов, привлечении инвесторов и многое другое.

Казалось бы, что может быть логичней, чем обратиться к опыту успешного развития технопарков Германии, чтобы следовать международной практике организации инновационных центров? Можно взять за основу немецкую философию поддержки бизнеса, которая сразу задает позитивный тон в коммуникации между технопарками, резидентами и прочими интересантами процесса инновационного развития:

  1. «Мы поможем вам стать самостоятельными». Управляющие компании участвуют в предоставлении молодым компаниям и стартапам государственного и частного финансирования, работают программы менторства и преинкубации.
  2. «Мы обеспечим вам эффективную коммуникацию». Благодаря огромному потенциалу сетевых взаимодействий происходит интенсивный трансфер инновационных технологий. Прибыльность компаний быстро возрастает.
  3. «Мы не просто арендодатели, мы ваши партнеры». Технопарки не только предоставляют услуги аренды, но и берут на себя решение организационных, практических и бытовых вопросов, что позволяет компании сосредоточиться на решении ключевых задач бизнеса.
  4. «Вы никогда не останетесь в одиночестве на пути к собственному бизнесу». Начинающий предприниматель получает уверенность в том, что он получит всестороннюю поддержку от своих партнеров.

Именно так можно превратить многочисленные арендные площади под названием «технопарк» в инновационные центры. Однако перед управляющими компаниями российских технопарков не стоит цель развивать поддержку резидентов (по крайней мере, такова реальность на сегодня). Перед ними стоит другая задача — создать эффективную бизнес-модель, которая позволит им выйти на самоокупаемость. Так что ключевая ошибка во всей этой системе лежит у самого основания: на уровне формирования цели.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья