ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат

Текущая ситуация с бережливым производством в России: оценка экспертов и практиков

Цифровизация бережливого производства помогает улучшить работу компании на всех уровнях и ускорить процесс внедрения улучшений. В рамках четвертой международной практической конференции Lean Pro Forum 2023 эксперты рассказали о современных трендах в бережливом производстве при модерации Михаила Плешанова — основателя и CEO IT-компании IN.TOP (производит оригинальный импортозамещающий софт, входящий в Единый реестр российского программного обеспечения).

Изображение от pressfoto на Freepik

С какими проблемами сталкивается бизнес при внедрении бережливого производства?

Главной проблемой при внедрении культуры бережливого производства является недостаточная вовлеченность первых лиц компании. Когда топ-менеджмент проявляет активный интерес и поддерживает бережливые практики, это мотивирует сотрудников и создает прецедент. Высшие руководители определяют стратегические цели, а также должны активно участвовать во включении принципов бережливого производства в общую стратегию компании. Они также могут поощрять сотрудников к более бережному подходу к работе и обеспечивать финансовую поддержку для внедрения изменений, утверждая необходимые бюджеты и предоставляя ресурсы.

Сложностью в компании может стать ситуация, когда сотрудники на производстве не до конца осознают, как принципы бережливого производства могут быть полезными лично для них и для компании. Когда они понимают, что участие в оптимизации процессов и сокращении издержек способно улучшить их трудовую деятельность и помочь всей компании, это стимулирует их к более активной работе. Иногда линейные сотрудники обладают глубоким пониманием процессов по сравнению с руководством и могут выдвигать ценные идеи по их оптимизации.

Наконец, как отмечают эксперты, система мотивации может препятствовать успешному внедрению бережливого производства. Многие системы KPI ориентированы на краткосрочные результаты, такие как месячные или квартальные цели. Бережливое производство, напротив, ориентировано на долгосрочные улучшения. Если сотрудники мотивированы на достижение только быстрых результатов, они могут игнорировать более долгосрочные, но не менее значимые изменения.

На какие технологии бережливого производства компании будут ориентироваться в ближайшие годы?

Список конкретных технологий, которые будут использоваться в бережливом производстве в ближайшие годы, зависит от множества факторов, включая отрасль, специфику компании и текущие технологические тренды. Однако можно выделить несколько общих направлений, на которые компании могут ориентироваться.

  • Интернет вещей (IoT). IoT-технологии позволяют компаниям собирать и анализировать данные о производственных процессах в реальном времени. Это помогает выявить потенциальные проблемы и оптимизировать использование оборудования.
  • Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение. ИИ и машинное обучение могут помочь в оптимизации производственных операций, прогнозировании спроса, анализе качества и улучшении эффективности производства.
  • Автоматизация и роботизация. Автоматизированные системы и роботы могут выполнять множество задач более точно и эффективно, снижая издержки и повышая качество.

Наиболее востребованными технологиями окажутся те, что исключают человеческий фактор при производстве.

Сегодня сложными становятся процессы производства, технологии, продукты. Требования к сотрудникам становятся выше. И справиться с такой сложностью сможет только машина.

Каков горизонт планирования проектов сегодня? 

В бизнесе уже давно не практикуется долгосрочное планирование на 10 лет вперед — стратегические планы нередко ограничиваются периодом 2–3 года.

Еще чаще бизнес ориентируется на горизонт 1–2 года, а далее планирование становится менее конкретным и более гибким. Таким образом, планирование начинается с широких стратегических планов на ближайшие годы и затем уточняется до уровня кварталов. Всего год назад этот период был в разы короче.

Какие метрики помогают отслеживать реализацию проекта?

Традиционно главными метриками для оценки эффективности бизнеса являются время и деньги. Эти показатели должны быть привязаны к стратегии. Однако, как показывает опыт последних лет, большой проблемой может стать отсутствие стратегии у компании. Когда к этому добавляются внешние риски, это становится второй проблемой. В таких ситуациях руководство вынуждено реагировать на конкретные проблемы и принимать решения в ручном режиме.

Таким образом, метрики зависят от стратегических целей компании. Кто-то хочет захватить рынок, кто-то повысить прибыль, а кто-то – эффективность бизнеса. В зависимости от этого подбираются метрики для KPI и OKR-целей.

Ставят ли компании перед собой нематериальные цели?

Как отмечают эксперты, нематериальные цели бизнеса сегодня не уступают материальным. Многие хрестоматийные нематериальные цели, такие как безопасность сотрудников на производстве или забота об окружающей среде, сегодня приобретают особенную значимость. Примером может служить возросший интерес бизнеса к концепции бережливого производства и принципам ESG, которые во многом связаны друг с другом.

  • Окружающая среда (E). Борьба с изменением климата и защита окружающей среды становятся все более важными. Компании стремятся снизить свой углеродный след, перейти на возобновляемые источники энергии и применять экологически дружественные практики в производстве.
  • Забота о сотрудникаx (S). Компании осознают, что забота о сотрудниках является ключевым фактором успеха. Это включает в себя меры по улучшению баланса между работой и личной жизнью, физическому и психологическому здоровью сотрудников, а также их материальному благосостоянию.
  • Управление корпоративной деятельностью (G). Значение грамотного корпоративного управления растет. Это включает в себя прозрачность, эффективное управление и соблюдение законов.

Компании также стремятся к инновациям и цифровому развитию как средству улучшения конкурентоспособности и созданию ценности для клиентов.

Какими инструментами пользуются компании для оценки движения проектов по воронке?

Для аналитики по проектам компании могут использовать различные инструменты и методы. Выбор конкретных инструментов зависит от потребностей компании, ее отрасли и специфики проектов. Эффективное управление воронкой требует четкой стратегии, мониторинга и анализа данных, а также регулярной оптимизации процессов для достижения желаемых результатов.

Наиболее распространенными сегодня являются CRM-системы, которые позволяют отслеживать взаимодействие с клиентами, инструменты для анализа данных, инструменты для бизнес-аналитики, отчетов и визуализации данных, системы управления проектами.

Здесь все зависит от сроков проекта и от его сложности. Если это сложный проект, лучше использовать более серьезные инструменты. А такие методики, как Agile и Scrum, позволяют эффективно управлять более простыми проектами.

Каким образом компании совершают подбор специалистов под реализацию проектов?

Иногда один специалист, обладающий ключевыми навыками, может оказаться незаменимым. Важно понимать, что работа над проектом включает в себя множество аспектов, включая взаимодействие, разрешение конфликтов, убеждение, а также финансы.

Также используется «фабрика идей», когда компания старается использовать внутренние компетенции, такие как технические, управленческие и экономические навыки. На определенных этапах многие компании обращаются также к внешним экспертам, так как организация может не иметь всех необходимых знаний и навыков внутри.

Эксперт отмечает, что внутренний потенциал для реализации проектов внутри организации наиболее важен. Нередко у компании есть гораздо больше собственных возможностей, чем она использует.

В каких ситуациях бизнесу может помочь привлечение внешних специалистов?

Внешние специалисты могут повторить те же идеи, что и сотрудники компании, но их мнение может быть воспринято более серьезно. Они могут помочь улучшить коммуникацию между отделами или подразделениями, что часто бывает сложно внутри организации.

Опыт и специализация. Внешние эксперты могут принести в компанию новые знания и опыт, особенно в тех областях, где организации нужны специфические знания. Это может помочь ускорить процессы и улучшить результаты.

Решение конкретных проблем. В некоторых случаях внешний специалист может привнести новый взгляд и помочь преодолеть проблемы, которые оказались сложными для внутренних команд.

Эффективное использование ресурсов. Привлечение внешних специалистов может быть более экономичным вариантом, чем найм дополнительных сотрудников. Это также позволяет направить внутренние ресурсы на другие проекты.

Новые возможности. Иногда компании не видят решение проблемы, которое лежит на поверхности, и внешний взгляд может помочь раскрывать новые возможности и потенциал.

Если вы привлекаете внешнего эксперта, проследите, чтобы после себя он оставил внутри компании нужный объем компетенций для того, чтобы это в дальнейшем работало и без него.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья