ENG

Перейти в Дзен
Прогнозы, Технологии

Телеком-2022: смешиваем реальность, создаем интернет людей и ждем новых поколений

Телеком-индустрия традиционно считается одной из самых инновационных отраслей. Однако в последнее время при взгляде со стороны может создаться впечатление, что никаких серьезных изменений в ней не происходит: даже полноценный запуск сетей пятого поколения в России все откладывается. Разумеется, это иллюзия: изменений много, часть из них является продолжением существующих тенденций. 2022 год продолжит этот тренд: несмотря на то что глобальных прорывов не произойдет, на развитие ряда направлений отрасль возлагает большие надежды.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

В ожидании нового поколения

Начнем с самого ожидаемого — сетей 5G. Этим летом аналитики Ericsson Mobility Report насчитали во всем мире более 160 операторов, которые уже развернули сети пятого поколения. Как всем известно, российских среди них нет: мы пока находимся в зоне пилотирования из-за ограничений со стороны регулятора, и запуск сетей в коммерцию обещают лишь к 2024 году.

Все же не стоит недооценивать 2022 год. Уже сейчас отечественные игроки предпринимают все возможное, чтобы сделать доступ в интернет на новых скоростях доступным вопреки запретам. Зоны с 5G-покрытием появились в крупных городах: в популярных локациях для отдыха и развлечений, туристических зонах, на отдельных предприятиях, в больницах и вузах, даже в отдельных жилых комплексах.

За счет увеличения числа таких пилотных проектов, на мой взгляд, именно в следующем году мы увидим прорыв в этом направлении. Расчистка частот и исчезновение планов по развитию нового поколения связи на отечественном оборудовании вряд ли случатся — такого чуда ждать в ближайшее время не стоит. Зато операторы отработают бизнес-модели, технические моменты развертывания и развития сетей 5G. Количество устройств — смартфонов, планшетов, компьютеров — вырастет, что, возможно, позволит преодолеть (или хотя бы снизить) человеческие предубеждения против вышек 5G. Решить проблему радиофобии полностью, как показывает опыт, не удастся никогда, но и небольшие подвижки в этом направлении — уже немало.

Развитие 5G сделает доступнее пользователям виртуальную и дополненную реальность и даже использование голограмм. Конечно, в идеале для голографического присутствия, к примеру, на бизнес-встрече лучше подойдут сети 6G, но это точно не реальность будущего года. Придется еще довольствоваться текущими успехами проводимых на сетях пятого поколения экспериментов с голографическими сервисами — они внушают сдержанный оптимизм.

MVNO с амбициями

А пока мы ждем следующих поколений связи, разберемся с будущим существующих. Мне видится, что одним из трендов будущего года станет выход MVNO-проектов на новый уровень. И речь не про их количество: виртуальных операторов на рынке уже немало. Вероятно, в следующем году себя покажут более глобальные MVNO-проекты, работающие на сетях нескольких операторов одновременно.

Не секрет, что огромная территория России неодинаково покрыта сотовыми сетями. В некоторых отечественных регионах клиенты одного или сразу нескольких операторов могут оказаться без связи и будут вынуждены подключаться к другим сетям фактически по роуминговым расценкам. Неоднородно и LTE-покрытие, так что в определенный момент пользователь может оказаться отрезан от услуг привычного качества. Клиенты в свою очередь хотят всегда быть на связи, причем качество связи должно быть высоким. И виртуальный оператор, позволяющий сигналу переключаться между вышками различных мобильных компаний, стал бы интересным решением.

История эта не новая и действительно сложная. Тем не менее виртуальные операторы накопили хорошую клиентскую базу, научились упаковывать продукт так, чтобы он был более чем конкурентоспособен. Так что запуск глобального MVNO-проекта — вполне реальная перспектива.

Глобализация сетей связи

Еще один тренд — глобализация сетей связи. Яркий пример — спутниковые группировки: компания OneWeb активизировалась и заключает многочисленные партнерские соглашения, ориентированные на развертывание спутников на низкой околоземной орбите для обеспечения глобального покрытия к середине 2022 года.

Амбициозны и планы SpaceX: первый запуск спутников Starlink состоялся лишь в 2019 году, а в этом декабре будет уже 34-й. На данный момент количество спутников Starlink приближается к 2 тысячам, но будет увеличено до 30 тысяч.

Глава госкорпорации «Роскосмос» в ноябре заявил, что проект «Сфера» уже в 2024 году позволит России получить интернет из космоса, для чего в 2022 году будет запущен первый из двух летных прототипов космических аппаратов. Дело останется за малым: запустить второй прототип, закупить и запустить ракеты-носители для выведения на орбиту в 2024 году спутников связи «Экспресс-РВ». Подчеркну, это не новые планы: еще в 2018 году было заявлено о намерении запустить более 600 спутников связи и дистанционного зондирования Земли — пусть и не слишком быстро, но процесс идет.

И хотя эксперты отмечают, что подобные проекты ориентированы больше на предоставление услуг связи в отдаленных и труднодоступных регионах и конкуренции сотовым и проводным ШПД-сетям они не составят, учитывать спутниковый фактор в стратегиях развития придется всем игрокам рынка связи. Возьмут ли мобильные операторы спутниковую связь на вооружение — по-прежнему большой открытый вопрос.

ИИ поможет

Еще один важный тренд — развитие искусственного интеллекта. То, что мы уже сегодня часто общаемся с роботом, не замечая этого, или врач с помощью ИИ определяет изменение родинок на теле пациента, никого не удивляет. Не удивить и помощью ИИ в оптимизации сетевых подключений.

Думаю, каждый когда-то сталкивался с тем, что при движении пользователя (особенно если он бежит или едет на автомобиле или общественном транспорте) смартфон теряет сеть, пытаясь подключиться то к одной базовой станции, то к другой, то к Wi-Fi-сети. Интегрированный в гаджет ИИ сможет заранее определять, когда и какой тип подключения необходим пользователю, находить его источник. При этом если у человека есть повторяющиеся маршруты, ИИ сможет на всем их протяжении использовать постоянную схему подключения — максимально оптимизированную.

Дело за малым: нужны сенсоры в пользовательских устройствах, а также на вышках сотовой связи и других объектах, которые расположены рядом с источником сигнала. Это, кстати, весьма интересное направление развития нового операторского бизнеса. За рубежом есть игроки, которые уже предоставляют подобные услуги, например Dense Air в Дублине.

Весьма вероятно, что в 2022 году интерес к подобным проектам в телекоме переместится из теоретической плоскости в практическую — все условия для этого есть. Он коррелирует с тем, что операторы вынуждены продолжать улучшать покрытие сетей связи: клиенты становятся все более требовательными, объемы потребляемого трафика растут очень быстро, так что инвестиции в инфраструктуру весьма существенны. ИИ — это дополнительный инструмент поддержания «подключенности» пользователя, а заодно и его лояльности к оператору.

Облака без серверов

Объемы передаваемых через сети связи данных растут. При этом все больше данных находятся в облаках — то, что они с нами всерьез и надолго, не вызывает сомнений. И недалек тот день, когда наиболее востребованной станет бессерверная архитектура. Она позволяет облаку автоматически и динамически управлять всеми вычислениями, благодаря чему обеспечивается высокая масштабируемость, скорость разработки. Кроме того, можно будет избавиться от ручного управления серверами и тестировать новые решения с минимальными рисками.

Фактически бессерверная архитектура передает приложениям задачу определить, какие вычислительные мощности необходимо использовать в конкретный момент и какого объема хранилище необходимо.

Технология будет полезна не только для IT-разработчиков. Бизнес, который использует бессерверную архитектуру, сможет забыть о простоях и последующих финансовых потерях, связанных со скачками нагрузки. В пиковые периоды система масштабируется, а после снижения активности — возвращается к стандартной работе. Бессерверная архитектура облаков уже активно применяется стриминговыми сервисами и другими цифровыми платформами, чтобы обеспечивать стабильные трансляции для людей по всему миру. То есть платформа или приложение продолжит выполнять свои функции без потери качества работы, даже если количество подключений выше обычного.

Gartner уже несколько лет называет бессерверные вычисления одной из движущих сил цифровизации и цифрового бизнеса. Пожалуй, 2022 год станет периодом, когда многие почувствуют это на себе.

Реальность: смешать, но не взбалтывать

Еще далеко не все успели осознать прелести виртуальной реальности — все-таки существующие ограничения пользовательских устройств пока сдерживают распространение этой технологий. Но в 2022 году, вероятно, нас ждет прорыв или, по крайней мере, серьезный шаг вперед в данном направлении. Причем речь пойдет уже о VR не как об отдельной технологии, а как о некоем более продвинутом варианте — смешанной или гибридной реальности (MR, Mixed Reality).

Новая реальность весьма перспективна: она дает возможность погрузиться в виртуальность гораздо глубже, чем в случае с дополненной реальностью, но при этом избежать изоляции и не потерять контакт с внешним миром, как в случае в VR. Человек может видеть виртуальные голограммы, внешне абсолютно неотличимые от реальных. Для этого надо всего лишь обеспечить трансляцию стереоскопического изображения и сверхточное отслеживания положения.

Областей применения MR множество — от лежащих на поверхности игр и обучения персонала до поиска инженерных решений и онлайн-продаж. Но самое главное для телекома — возможность с помощью смешанной реальности расширить применение иммерсивного контента, следовательно, получить еще один инструмент в борьбе за клиента. Например, взаимодействие с умным домом или городом вполне можно осуществить в смешанной реальности. Пожалуй, в следующем году мы увидим рост числа проектов в этой сфере.

Интернет вещей и интернет людей

И последний тренд — расширение сферы применения интернета вещей и появление интернета людей (или человеческих тел). С интернетом вещей все просто: подключенными сейчас являются чайники, пылесосы, мультиварки, автомобили и станки — количество вещей с датчиками будет только расти.

Нас уже не удивляют умные часы и фитнес-браслеты, считывающие пульс, давление и уровень кислорода в крови. Есть даже новаторы, которые зашивают датчики себе под кожу. Конечно, я не жду, что в 2022 году мы все будем делать именно так — вовсе нет. Но подключенные вещи способны на все большее. Уже в ближайшее время на массовом рынке появятся решения, которые, определив по изменению дыхания, что человек проснулся, откроют шторы, включат чайник или кофеварку. Фактически тело начнает само управлять окружающими нас вещами.

На самом деле многие уже знакомы с интернетом людей: те самые домофоны, открывающие двери по биометрическим данным, — это именно он. В будущем году, не сомневаюсь, подобные технологии будут развиваться. А теперь представьте, что встроенные в автомобиль датчики выявят, что водитель заснул, и пошлют сигнал системе безопасности — автомобиль автоматически припаркуется. Автопроизводители уже экспериментируют с такими технологиями.

При чем здесь телеком? Это очередной вызов для телеком-индустрии: для управления таким трафиком необходимо разработать решения, обеспечить покрытие страны сетями передачи данных с низкой задержкой и высокой скоростью — работы много, а времени мало. 5G-сети помогли бы, но здесь мы возвращаемся к первому тренду.

Подчеркну: это далеко не все тренды, с которыми нам придется иметь дело в 2022 году. Но все же именно разобранные подробно тенденции, на мой взгляд, самые перспективные и интересные.

Автор: Артем Рабчук, PR-директор Yota

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья