ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Телемедицина: кризис или ренессанс?

Телемедицина закрепилась в законодательстве РФ не так давно — закон, регулирующий удаленные консультации с врачами, вступил в силу с 2018 года (правда, онлайн-консультации можно проводить только после очного визита к врачу и постановки первичного диагноза). С 2019 года врачам разрешили выписывать рецепты на лекарства в электронном виде. А в этом году в Госдуму был внесен законопроект о дистанционном приеме пациентов в условиях пандемии, предполагающий, что при чрезвычайных ситуациях врачи все-таки смогут удаленно ставить диагнозы и назначать лечение. Рассмотрен законопроект пока не был, но, кажется, в области телемедицины грядут большие перемены. О том, как коронавирус повлиял на рынок медицинских онлайн-услуг и насколько компетентны удаленные доктора, рассказывают эксперты.

Центр телемедицины, открывшийся в здании школы № 548 в Москве. Для пациентов с подтвержденным диагнозом Covid-19, состояние которых позволяет лечиться на дому и не несет угрозы для здоровья, стали доступны телемедицинские консультации. Врачи Центра телемедицины круглосуточно находятся с больными на связи, в режиме онлайн могут оценить их состояние Илья Питалев / РИА Новости
Центр телемедицины, открывшийся в здании школы №548 в Москве. Для пациентов с подтвержденным диагнозом Covid-19, состояние которых позволяет лечиться на дому и не несет угрозы для здоровья, стали доступны телемедицинские консультации. Врачи Центра телемедицины круглосуточно находятся с больными на связи, в режиме онлайн могут оценить их состояние. Илья Питалев / РИА Новости

Станислав Сажин: «Ставить диагноз онлайн незаконно»

Глава Национальной ассоциации специалистов по развитию телемедицины, генеральный директор компании «Доктор на работе» Станислав Сажин считает, что пока полноценная телемедицина в России запрещена, отрасль не сможет быстро и эффективно развиваться. По словам Сажина, как раз сейчас, во время пандемии, стоило бы использовать все возможности телемедицины, главное преимущество которой в том, что врач и пациент общаются бесконтактно. Но внесенный в Госдуму законопроект о дистанционном приеме пациентов в условиях пандемии пока так и не был рассмотрен.

«Если бы в Италии и Испании люди, почувствовав недомогание, не бежали сразу к врачу, а больше пользовались услугами телемедицины, возможно, все сложилось бы не так страшно. Врачи и медсестры часто заражаются от пациентов и выпадают из рабочего процесса, что приводит к нехватке медицинского персонала в больницах, сказывается на качестве лечения. В условиях пандемии фокус должен быть смещен на телемедицину и защиту медработников от заражения», — считает Сажин.

Он призывает людей не скупать в огромных количествах маски и средства дезинфекции рук, а оставить их врачам. Тем более что и ВОЗ не рекомендует использовать маски для прогулок по улицам — защита нужна медицинскому персоналу, а не здоровым людям.

«При дистанционном обращении мы исключаем риск заражения, но получаем грамотную консультацию. Например, пообщавшись с пациентом, врач может сказать, нужно ли вызывать скорую или болезнь протекает в легкой форме, расскажет, какие принять меры, какими средствами лучше снять неприятные симптомы, какие препараты наиболее эффективны. Проблема в том, что законом запрещен удаленный первичный прием. Вы не можете позвонить врачу и проконсультироваться — это незаконно. Сначала вам нужно встретиться с ним очно, в клинике. Ставить диагноз онлайн также незаконно. Теледоктор, даже самый опытный, не может сказать вам по видеосвязи, что у вас, скорее всего, обыкновенная легко протекающая ОРВИ, при которой показано обильное питье, а не срочная госпитализация», — рассказывает Станислав.

Пока же, по словам Сажина, телемедицина в нашей стране часто работает шиворот-навыворот — не для того чтобы человек мог лечиться дистанционно, экономя время и деньги (онлайн-приемы обычно дешевле очных), а чтобы привести его в клинику, которую посоветует теледоктор.

«Многие теледоктора во время эпидемии предложили оказывать услуги совершенно бесплатно. Хотелось бы, чтобы и государство поддержало телемедицину. Если не финансово, то хотя бы на законодательном уровне», — говорит Станислав Сажин.

Денис Юдчиц: «Телемедицина как сервис переживает ренессанс»

Генеральный директор, сооснователь и руководитель сервисов «Мобильные Медицинские Технологии», «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор» Денис Юдчиц основную ставку делает не на прямые продажи услуг телемедицины, а на сотрудничество со страховыми компаниями. Можно оплатить не просто разовую консультацию, но приобрести, скажем, годовой страховой полис, дающий право на неограниченное количество консультаций. По словам Юдчица, комбинация телемедицины и очных визитов — успешная бизнес-модель, а телемедицина в связи с пандемией COVID-19 переживает сейчас очередной ренессанс.

«Сегодня спрос на дистанционные консультации врачей вырос, количество обращений к онлайн-докторам каждый день увеличивается. Это создает привычку: люди учатся пользоваться удаленными услугами специалистов, и, думаю, после окончания карантина телемедицина как инструмент войдет в повсеместную медицинскую практику», — надеется Юдчиц.

Преимущества телемедицины, по мнению Дениса, очевидны. К примеру, если приболел ребенок, проконсультироваться по этому поводу с дежурным онлайн-педиатром можно почти мгновенно — в «Педиатр 24/7» обещают, что врач принимает вызовы круглосуточно и свяжется с обеспокоенными родителями в течение трех минут после обращения (стоимость такой консультации — 800 рублей). Не надо идти в поликлинику или полдня ждать врача по вызову на дом, нет риска подцепить вирус, да и вообще, по словам Юдчица, около 70% проблем решается онлайн. Действительно, родители часто беспокоятся по любому самому незначительному поводу, а опытный врач, расспросив про симптомы и оценив состояние ребенка, поймет, чем, к примеру, вызван насморк — простудой или аллергией.

«Хороший инструмент телемедицины — консилиум, когда не выходя из дома можно получить экспертное мнение сразу нескольких врачей. А пациент из небольшого города или села может обратиться онлайн к высококлассному специалисту, которого нет в местной поликлинике. Теледоктор внимательно выслушает и составит алгоритм дальнейших действий — куда обратиться за квотами, какие сдать анализы и провести исследования. Кстати, результаты анализов попадают в личный кабинет пациента, и врач, изучив данные, может либо пригласить на очный прием, либо порекомендовать нужного специалиста, либо сразу назначить какое-либо лекарственное средство или диету. Это экономит силы, время, деньги. Конечно, телемедицина не заменит полностью очных посещений врачей, но это очень удобный инструмент для медиков и пациентов», — рассказывает Денис Юдчиц.

Пока же, по мнению Юдчица, населению не хватает информированности о возможностях телемедицины, а врачам — развитой инфраструктуры медицинских девайсов для диагностики состояния здоровья пациентов.

Михаил Беляндинов: «С помощью телемедицины компании могут сократить расходы на ДМС для сотрудников»

Медицинская компания BestDoctor, сооснователем и исполнительным директором которой является Михаил Беляндинов, предлагает работодателям полисы ДМС для сотрудников, обещая с помощью современных технологий, в частности телемедицины, снизить затраты компаний на соцпакеты (платить надо не фиксированную сумму медстраховки, а лишь за оказанные медицинские услуги). Пока, по словам Михаила, дела у BestDoctor идут хорошо, так как:

«Люди массово отказываются от визитов к стоматологам, плановых операций, значит, сокращаются наши выплаты клиникам, а прибыль растет».

Но перспективы при этом открываются не слишком радужные.

«Многие компании сейчас столкнутся с финансовыми трудностями, например огромные убытки уже понесли те, кто работает в туристическом бизнесе. Это значит, что будут сокращены бюджеты, расходы на ДМС для сотрудников. Поэтому мы уже сейчас готовим “лайтовый”, бюджетный вариант медстраховки, который будет необременительным для работодателей и наверняка окажется востребованным во время кризиса», — говорит Беляндинов.

На большинство вопросов, считают в BestDoctor, можно ответить в чате или мобильном приложении. Врач-консультант помогает сэкономить время на посещение терапевта и в случае необходимости направит к нужному специалисту. Но в условиях эпидемии главное, конечно, не экономия времени, а безопасность и возможность сохранить здоровье благодаря удаленным консультациям.

«С медицинской точки зрения карантин — абсолютно оправданная мера, возможно, стоило принять ее даже раньше и сразу сделать достаточно жесткой, это выгодно для экономики, потому что только так можно остановить эпидемию. А наш вклад в победу над коронавирусом в том, что мы открыли доступ в виртуальную клинику не только для клиентов BestDoctor, но для всех, кто в этом нуждается. Более 50 врачей готовы принимать онлайн и консультировать пациентов бесплатно», — говорит Беляндинов.

Будем надеяться, что пандемия даст импульс развитию телемедицины в нашей стране. Предпосылки к этому имеются: цены ниже (если классический годовой полис ДМС стоит около 25 тысяч рублей, то такие клиники, как «Онлайн Доктор» и BestDoctor, предлагают годовую страховку по цене примерно в 5 раз ниже), скорость решения проблем выше (очень многие вопросы можно снять только благодаря консультации с теледоктором).

Совершенствуются (правда, не слишком быстро) и гаджеты для телемедицины: есть приборы для замеров уровня глюкозы и артериального давления, выпускаются кардиомониторы и дистанционные фонендоскопы, с помощью которых врач может на расстоянии послушать пациента — нет ли хрипов в легких. Производятся инструменты для отоларинголога, которые позволяют удаленно заглянуть в ухо, нос, горло пациента. Появились даже мобильные УЗИ и аппараты для снятия электроэнцефалограммы. Возможно, если приборы станут совершеннее, законодательство гибче, врачи внимательнее, мы сможем преодолеть свое недоверие и начнем чаще обращаться к услугам телемедицины. Ведь это действительно просто — всего-то нажать несколько кнопок на смартфоне.

Автор: Наталья Сысоева

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья