ENG
Стартапы

Телемедицина пришла за анализами

В России дистанционные медицинские сервисы развивают не только клиники и технологические стартапы. Формат удаленной консультации с врачом начинают предлагать клинико-диагностические лаборатории. Так, свой консультационный сервис выводит на рынок сеть лабораторий LabQuest. Ее основатели считают, что опция дистанционной медподдержки поможет привлечь потребителя на высококонкурентном рынке, ведь на последнем и правда есть из чего выбирать, к тому же высоким остается и уровень услуг коммерческой лабораторной диагностики.

Доктор, есть вопрос

Медицинская компания LabQuest, функционирующая на базе собственного лабораторного комплекса, вышла на российский рынок в 2016 г. Помимо услуг лабораторной диагностики, она предлагает уникальный для рынка сервис Doctor Q. Врачи сервиса обладают глубокими знаниями в современной лабораторной диагностике, поясняют в компании, а значит, готовы помочь с интерпретацией результатов анализов, а также разрабатывать и корректировать диагностическую программу. Консультировать врачи сервиса будут как лично в офисах LabQuest, так и по телефону бесплатной «горячей линии» и в личном кабинете на сайте.

«Врач может оказать пациенту помощь по телефону. Он не будет ставить диагноз — этого не позволяет закон, но дать совет он может, как и предоставить услугу «второе мнение»», — поясняет директор по маркетингу и развитию розничной сети медицинской компании LabQuest Андрей Мельников.

Фактически речь идет об удаленном формате консультирования. В том числе Doctor Q работает с клиентами, которые самостоятельно, без направления врача, прошли исследования и теперь нуждаются в их интерпретации.

«В России распространена практика самолечения. Многие люди не обращаются в поликлиники за помощью врачей, полагая, что с помощью совета фармацевта в аптеке или же самостоятельно им удастся выстроить верную схему лечения. Продуктивность таких решений остается сомнительной. По этой причине в нашей компании запущен сервис Doctor Q, который позволяет избежать самолечения, обратившись к специалисту с любой медицинской проблемой», — говорит Андрей Мельников.

В LabQuest подчеркивают, что для компании развитие сети — не только бизнес на анализах. Своей миссией здесь видят популяризацию доказательной медицины и намерены заниматься просвещением врачей, прежде всего в клиниках, с которыми будет развиваться сотрудничество. Например, в госсекторе 60% в структуре анализов приходится на низкоинформативные виды исследований, говорят в компании, нередко — из-за неосведомленности врачей. В коммерческих клиниках бывает похожая ситуация.

«Мы провели аналитику большой клиники с оборотом 20 млн рублей в год по лабораторным исследованиям. За год из 1500 анализов никогда не назначались 900», — поясняет Андрей Мельников.

Хватит всем

На рынке лабораторной диагностики лидирующие позиции на сегодня по объему выручки занимает «Инвитро» (13,1 млрд руб. по итогам года), за которым следуют такие сети, как «Хеликс» (3,5 млрд руб.), «Гемотест» (3,4 млрд руб.), KDL (3,3 млрд руб.) и «Ситилаб» (2,1 млрд руб.), говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. Совокупно крупнейшие игроки рынка с января по октябрь 2017 года открыли 358 новых точек — в основном по франшизе.

Несмотря на высокую конкуренцию и необходимость соревноваться с известными брендами, в LabQuest полагают, что для одного нового игрока место есть.

«Без эффекта каннибализации и серьезных рисков мы можем открываться в ряде локаций совершенно спокойно, даже конкуренты не почувствуют оттока трафика», — говорит Андрей Мельников.

Рынок лабораторной диагностики в России и правда идет вверх даже с учетом кризиса — по итогам 2017 г. его объемы превысили 71 млрд руб., ежегодный рост составляет 8%. В том числе этому способствуют сокращение доступности услуг в рамках ОМС, а также частные медцентры, которые отказываются от собственных лабораторий (выгоднее отдавать анализы на аутсорсинг).

«Потребители всё чаще обращаются в частные лаборатории — за качеством, высоким уровнем сервиса, скоростью выполнения исследований. Некоторые анализы в принципе невозможно сдать в государственной поликлинике», — говорит заместитель генерального директора по коммерции и операционным вопросам «Лабораторной службы Хеликс» Дарья Горякина.

Другое дело, что на рынке уже видна очевидная избыточность количества лабораторных пунктов, особенно в крупных городах.

«В Москве это особенно заметно, в пределах 5 минут от любой станции метро есть кабинеты практически каждой из основных диагностических сетей», — говорит управляющий партнер «РМИ Партнерс» Максим Горбачев.

Конечно, расширятся можно в регионы, где еще имеется возможность получить конкурентное преимущество в качестве «первооткрывателя». Однако сюда же смотрят и другие сети — в «Хеликсе» отмечают потенциал населенных пунктов с населением от 20-30 тысяч человек, где некоторые виды анализов зачастую просто недоступны, и за ними отправляются в соседние города.

На дистанции 

Дифференцироваться от конкурентов помогут ставка на премиальный сервис, а также популяризация новых достижений лабораторной диагностики, полагает Максим Горбачев. В том числе речь идет и об удаленном консультировании, которое в скором времени будет такой же неотъемлемой частью работы сетей лабораторной диагностики, какой уже стала, к примеру, отправка результатов анализов на e-mail. В будущем диагностика станет частично доступна пациентам в домашних условиях с помощью персональных приборов, и ее результаты также потребуют профессиональной интерпретации.

Другое дело, что удаленный формат консультирования развивают на рынке лабораторной диагностики многие компании. Например, в марте 2018 г. о запуске телемедицинских консультаций заявила лабораторная сеть KDL, а в апреле — «Гемотест». Партнером обеих сетей выступила компания «Мобильные Медицинские Технологии» (ММТ), развивающая телемедицинские сервисы «Онлайн Доктор» и «Педиатр 24/7» и предлагающая услуги в рамках страховых продуктов.

Как уточняют в «Гемотесте», речь идет о проекте, который объединяет телемедицинский сервис с лабораторными услугами, что значительно расширяет возможности онлайн-взаимодействия врача и пациента.

«Пациенты могут не только дистанционно консультироваться с врачом при обращении по программе страхования, но и получать направление на исследования в отделения «Лаборатории Гемотест» без привязки к конкретной клинике или региону», — поясняет руководитель департамента развития сети ООО «Лаборатория Гемотест» Светлана Василенко.

Правда, подобные сервисы будут платными, LabQuest же предоставляет возможность получения бесплатных персональных консультаций врача общей практики по телефону в рамках корпоративного сервиса Doctor Q, говорится на сайте компании.

Спрос на такой формат есть. Например, удаленную телефонную консультацию врача на бесплатной основе для разъяснения результатов исследований предлагает клиентам «Хеликс» — консультанты не ставят диагнозов и не назначают лечение, но помогают понять результаты исследований. Услуга широко востребована, говорят в компании.

Для инвесторов предлагают лояльные условия приобретения франшизы — в первые 2 года не будет роялти, нет и первоначального взноса, а минимальный объем инвестиций в запуск отделения стартует от 1,5 млн руб. Сейчас заработало 4 медицинских офиса, открытия ожидает еще 12. В течение года планируется открыть 30 офисов, а через 2,5 года их должно быть 100.

К тому же у основателей есть релевантный опыт — основателем и генеральным директором сети LabQuest стала Дарья Пикалюк, основатель компании «МедБизнесКонсалтинг», развивающей сеть лабораторной диагностики под брендом CMD. Бизнес стартовал на базе ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадора, сегодня в сети уже более 200 офисов. Ну и, конечно же, дополнительным источником заработка остается госзаказ — по данным сервиса Kartoteka.ru, АО «Лабквест» выступает исполнителем госконтрактов на сумму 13,9 млн руб., в том числе от БУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора.

Автор: Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья