Госзакупки — одновременно очень привлекательная и достаточно сомнительная сфера деятельности. Привлекательная, потому что получение крупного контракта сулит значительную прибыль. Сомнительная, потому что в области тендеров есть множество подводных камней, с которыми вы можете быть не знакомы. Чтобы помочь разобраться в ситуации, мы решили обсудить 7 наиболее распространённых проблем, возникающих при участии в государственных тендерах.
Проблема 1: отсутствие системы
Тендеров публикуется достаточно много, поэтому в рынке очень легко запутаться. Пытаясь без системы ответить на разные заявки, вы просто потеряете время и силы, а шансы взять какой-то контракт будут близки к нулю. Именно поэтому рекомендуем начать не с выбора конкретных аукционов, а с аналитики рынка в целом. Выберите сферы, которые вам интересны, и сформулируйте для себя все возможные варианты поиска торгов по этому виду услуг или работ. Определите собственный порог минимальных и максимальных цен закупок, а также решите: вы будете участвовать в государственных или коммерческих торгах? Учитывайте, что в госзакупках регламенты и сроки более жёсткие — а если их игнорировать, можно быстро попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Проблема 2: запутанные заявки
У каждого заказчика собственная форма подачи заявки на участие в тендере — зачастую эта форма не вполне прозрачна. При этом любые, даже самые мелкие ошибки, могут привести к отказу со стороны заказчика. Чтобы защитить себя от такой проблемы, в идеале стоит привлечь к заполнению заявки опытного профессионала в сфере закупок. Если такой возможности нет, просто старайтесь точно следовать инструкции. Используйте только общепринятые наименования и обозначения, избегайте любой двусмысленности: каждая формулировка должна быть на 100% понятна. Особое внимание уделите тщательному заполнению всех документов, указанных в составе заявки.
Проблема 3: «бумажные конкурсы»
Это закупки, которые проводятся только на бумаге и не всегда имеют реальную цель найти исполнителя. В некоторых случаях уже решено, кто будет выполнять заказ и на каких условиях — тендер же публикуется только для соблюдения формальностей. Отличить такие конкурсы можно по субъективным, жёстко ограничивающим конкуренцию требованиям. Например, заявка может подразумевать поставку конкретной модификации оборудования, которую в стране предлагает только одна компания — аналоги не принимаются. Возможных решений в этой ситуации два: вы либо экономите своё время и силы, игнорируя такой конкурс, либо сообщаете о нём в ФАС.
Проблема 4: нет обеспечения
Ещё на стадии изучения документов по закупке обращайте особое внимание на сумму обеспечения заявки и контракта. Если у вас не хватает «живых» денег на участие в тендере, крайне рекомендуем заранее — до подачи заявки — проработать с брокерами или банками вопрос получения займа или банковской гарантии. Иначе может получиться так, что тендер вы выиграете, а денег для выполнения условий нет.
Проблема 5: технические трудности
Аукцион проводится онлайн, в реальном времени: если у вас зависнет компьютер или пропадёт интернет, это будет фатально. Чтобы застраховать себя от подобных сложностей, держите под рукой минимум два независимых канала доступа в сеть и два устройства, с которых можно участвовать в торгах. Лучше всего, если один из вариантов имеет независимое питание, например это может быть ноутбук с аккумулятором и мобильным интернетом.
Проблема 6: ошибки при подписании контракта
Сложности обычно возникают, если заказчик вам не рад. Например, если вы, столкнувшись с «бумажным конкурсом», продавили корректные условия через ФАС и всё-таки выиграли торги. В этом случае заказчик может предложить подписать контракт с заведомо невыполнимыми или крайне нерентабельными условиями: сжатые сроки, завышенные требования и т.д. Всегда максимально тщательно изучайте каждый пункт контракта и будьте готовы составить протокол разногласий — а если это не принесёт результата, придётся обратиться в ФАС. Скорее всего, антимонопольная служба будет на вашей стороне.
Проблема 7: провал контракта
Это худшая из всех возможных ситуаций — контракт взят, но выполнить его вы не смогли: ваша фирма теряет репутацию и деньги, а также попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Иногда это происходит с подачи заказчика, например: он может затягивать сроки начала работ, а потом, предоставив наконец всё необходимое, нагрянуть с инспекцией и зафиксировать отставание от договорённостей. В этом случае важно фиксировать все задержки, произошедшие по вине заказчика, и иметь доказательства того, что вашей ответственности в них нет. Опять же: если заказчик явно не хочет с вами работать, обдумайте отказ от тендера.
Хуже, если на исполнение контракта просто не хватило ресурсов. Именно поэтому не стоит браться за слишком объёмные и сложные тендеры, не убедившись, что у вас есть достаточный запас ресурсов и средств на случай форс-мажоров.
В конечном счёте, главное при участии в госзакупках — это аккуратность и осторожность. Тщательно изучайте всю документацию, точно оценивайте свои возможности и не беритесь за сомнительные контракты — этого достаточно, чтобы застраховать себя от большинства проблем.