ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции

Топ российских бизнес-слияний 2020 года

Распространение коронавируса, напряженные настроения в мировой политике и колебания на валютных и сырьевых рынках нанесли серьезный удар по бизнес-активности в России. Не исключением стали и сделки по слиянию и поглощению (M&A), объем которых с началом эпидемии резко снизился. По данным информационного агентства AK&M, в третьем квартале 2020 года на российском рынке фиксировались худшие показатели активности за всю историю наблюдений. Разбираемся, кто из отраслей менее других ощутил негативные факторы 2020 года.

Состояние сферы M&A в период пандемии
«Квадрат-С» расширяет производство
«Хенкель» объединяет активы в России
«Ростелеком» ставит на B2B
Doc+ и «Доктор рядом» объединят усилия
Суперапп от «Яндекса» и инвестиции в K50
Сбербанк купил картографический сервис

Состояние сферы M&A в период пандемии

Российский рынок слияний и поглощений продемонстрировал в первой половине 2020 года противоречивые показатели. Совокупный объем сделок составил $43,2 млрд, что на 28% превысило аналогичные данные за прошлый период. Однако такой внушительный объем обеспечен всего одной крупной сделкой — в феврале 2020 года правительство РФ потратило $39,6 млрд на выкуп пакета акций Сбербанка у ЦБ.

В остальном на российском рынке M&A наблюдался упадок. Совокупный объем сделок составил всего $3,6 млрд, их количество только в первом квартале 2020 года сократилось на 9% по сравнению со значениями прошлого периода.

Спад продолжился и в III квартале. За июль — сентябрь зафиксировано сделок на сумму всего $4,99 млрд, что вдвое ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом их количество уменьшилось не так заметно (с 101 до 96), что свидетельствует о сокращении средней суммы приобретений. Также было подсчитано, в каких отраслях экономики наблюдались наибольшее количество слияний. Почти половина от общей суммы сделок приходилась на девелопмент и строительство ($2,28 млрд), заметные поглощения также случились в химической промышленности ($0,9 млрд) и торговле ($0,69 млрд). Кроме того, в первой половине года наблюдались крупные сделки в IT-секторе, машиностроении и ТЭК. Эксперты считают, что потенциал IT-сектора в нынешних условиях остается недооцененным.

«Главный ограничитель роста — это не финансовые активы, а недостаток свежих идей. С этой точки зрения рынок высоких технологий с большим количеством перспективных стартапов может быть драйвером развития, создающим новые рабочие места. Коронавирус ускорил этот процесс. Стала очевидна перспективность онлайн-платформ на все случаи жизни. Крупные игроки нацелены на развитие экосистем», — сообщил Кирилл Поляков, инвестор, управляющий партнер Incepta Group.

«Квадрат-С» расширяет производство

На фармацевтическом рынке главной была сделка с участием компании «Квадрат-С», которой достались активы «Новосибхимфарма» — корпуса площадью 20 тыс. га и более 60 регистрационных удостоверений на выпуск лекарственных средств. Сделку в «Квадрат-С» объяснили острой необходимостью в расширении производства, которое позволит фирме упрочить положение в России и странах СНГ. «Новосибхимфарм» специализировался на выпуске лейкопластырей и ампул, однако новые владельцы намерены установить линию по производству лекарств в форме таблеток.

«Хенкель» объединяет активы в России

В отрасли строительных материалов заметным стало поглощение ОOO «Хенкель Рус» своей дочерней компании — ООО «Хенкель Баутехник». Решение связано с принятой весной 2020 года новой стратегией на российском рынке, предусматривающей консолидацию всех активов. Заводы ООО «Хенкель Баутехник» в нескольких регионах занимаются созданием строительных смесей технологии CERESIT.

«Ростелеком» ставит на B2B

В телекоммуникационном секторе выделилось приобретение «Ростелекомом» в ноябре 2020 года ООО «Лукойл-Информ» — дочки «Лукойла», одной из крупнейшей нефтегазовых компаний России. Сделка предусматривает покупку 50,1% акций с последующим приобретением оставшегося пакета к 2023 году. Итоговая сумма, которую выплатит «Ростелеком», составит около 2 млрд рублей.

«Лукойл-Информ» управляет обслуживанием телекоммуникаций и IT на всех предприятиях, принадлежащих «Лукойлу». Для «Ростелекома» покупка этой компании означает усиление позиций на рынке B2B и промышленного интернета. Данный сектор уже сейчас обеспечивает государственному провайдеру треть всей выручки (46,97 млрд рублей по итогам III квартала 2020 года).

Кроме того, «Ростелеком» осенью провел еще одну сделку о приобретении 100% акций ЗАО «Синтерра Медиа» — крупного игрока на рынке наземной доставки и распределения видеоконтента, сотрудничающего с рядом медиакомпаний, телеканалов, операторами платного ТВ. Покупка стоимостью 1,5 млрд рублей также направлена на продвижение «Ростелекома» в сфере B2B. По оценкам экспертов, из-за роста российского медиарынка выручка приобретенного предприятия может вырасти на 15% в ближайшие годы.

Doc+ и «Доктор рядом» объединят усилия

Благодаря пандемии COVID-19 бурное развитие получила телемедицина, и это не могло не привести к изменениям в сфере. В августе о слиянии объявили два крупнейших игрока на российском рынке — Doc+ и «Доктор рядом». Головной станет вторая из указанных выше компаний. Владельцы Doc+ взамен получат пакеты акций «Доктор рядом», а команды двух конкурентов объединят созданные технологические наработки. Кроме того, дальнейшее развитие получит сеть клиник в Москве, в которую входят 12 лечебных учреждений.

Суперапп от «Яндекса» и инвестиции в K50

«Яндекс» в 2020 году занимался укреплением позиций на рекламном рынке. В октябре стало известно, что IT-компания приобрела 100% акций фирмы K50, специализирующейся на создании сервисов для повышения эффективности контекстной рекламы. Сделка позволит K50 масштабировать бизнес и использовать наработки IT-гиганта для усовершенствования имеющихся инструментов. Выручка компании в 2019 году составила 124,5 млн рублей.

Также «Яндекс» реорганизовал собственные продукты, выпустив суперапп «Яндекс Go». В нем были объединены услуги и опции, которые ранее были доступны по отдельности в «Яндекс.Драйв», «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Шеф». Новинка оказалась популярной — к декабрю 2020 года только в магазине приложений Google Play насчитывалось более 50 млн установок.

Сбербанк купил картографический сервис

Собственную экосистему продолжает выстраивать Сбербанк, стремительно усиливающий позиции на IT-рынке. В августе 2020 года финансовый гигант приобрел 72% акций картографического сервиса «2ГИС», предоставляющего доступ к схемам 426 городов в 11 странах мира. Общая стоимость компании сейчас оценивается в $320 млн. По данным Сбербанка, ежемесячная аудитория «2ГИС» летом 2020 года была равна 50 млн человек.

Эксперты считают, что потенциал слияний и поглощений еще не реализован до конца. «Основная масса сделок на российском рынке M&A сейчас не превышает $20–30 млн. Покупка Сбербанком “2ГИС” серьезно выбивается из этого ряда. Сфере слияний есть куда прибавлять, цифры на сегодня достаточно низки», — сообщил Денис Ефремов, принципал Fort Ross Ventures, венчурный партнер Seedstars, автор Telegram-канала proVenture.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья