В России среди владельцев автомобилей девятый год остро стоит проблема повышения цен на бензин. И это неспроста: за последние восемь лет стоимость топлива для россиян увеличилась в два раза. Так, например, в 2010 году цена за литр бензина АИ-92 составляла 20-21 рубль, а в июле 2019 года литр бензина АИ-92 в среднем стоит 42,18 рубля. Российские автовладельцы встревожены очередным скачком роста цен на бензин ввиду того, что 1 июля 2019 года истек срок соглашения о заморозке цен на бензин, заключенного между правительством России, нефтяными компаниями и Федеральной антимонопольной службой.
Большинство россиян заправляют автомобили не реже одного раза в неделю, при этом у половины из них чек на АЗС составляет от 500 до 1000 рублей, и у четверти из них — от 1000 до 1500 тысяч рублей. Большая часть российских автовладельцев уверена, что рост цен на бензин находится под государственным контролем. Однако стоит отметить, что принятые государством меры по сдерживанию роста стоимости топлива становятся малоэффективными и требуют доработки.
Автовладельцы сегодня видят разброс цен на топливо в разных регионах России: разница может достигать 7‑8 рублей за один и тот же класс, что вызывает недоумение. Так, самые высокие цены на бензин отмечают в Чукотском автономном округе, где средняя стоимость бензина составляет 58 рублей за литр. Это почти на 3,5 рубля дешевле, чем в Магаданской области — 54,52 рубля за литр и в Республике Саха — 54,08 рубля. Еще один регион, который превышает отметку в среднем розничном тарифе на бензин в 50 рублей, — это Республика Крым: там цена за литр составляет 50,03 рубля. Еще три региона с дорогим топливом: Камчатский край — 49,9 рубля за литр, Ненецкий автономный округ — 48,09 рубля и Забайкальский край — 47,40 рубля.
Давайте рассмотрим прогноз по стоимости бензина в долгосрочной перспективе до 2024 года.
В 2019 году средняя цена бензина составляет 48,36 рубля за литр. К 2020 году она может увеличиться и составить 48,97 рубля за литр. К 2021 году стоимость возрастет да 49,58 рублей. В 2022-м за литр бензина придется заплатить 50 рублей. К 2023 году — 50,80 рубля. К 2024 году ожидается повышение до 51,41 рубля. Принятые правительством России меры в виде субсидии НПЗ не допустят подорожания бензина более чем на 3 рубля от нынешних цен.
Резкий скачок роста стоимости топлива окажет негативное влияние на большинство российских автовладельцев. Последствия могут быть настолько значительными, что 21% автомобилистов, готовы отказаться от личного автомобиля в пользу такси, если цены на бензин увеличатся более чем в 2 раза. Но даже используя общественный транспорт, стоит учитывать, что стоимость проезда увеличится. Рост топлива скажется на увеличении стоимости пассажирских и грузовых перевозок.
Большинство россиян никак не реагируют на истечение срока соглашения о заморозке цен на бензин. Резкого подорожания топлива не предвидится. Бензин будет дорожать постепенно и в пределах инфляции.
Решение проблемы роста цен на бензин кроится в снижении налогооблагаемой базы. Ввиду того, что доля нефтяных компаний в ценообразовании составляет менее 2%, при этом акциз и НДПИ на топливо уже достиг 70%, правительству при принятии решений необходимо выдержать баланс между гражданами страны, государством и крупными нефтяными компаниями.
На сегодняшний день власти нашли решение проблемы, и уже принят во втором чтении законопроект, который регламентирует рост цен на бензин каждый год не выше 5% до 2024 года. По новому законопроекту, у демпфера, направленного на урегулирование стоимости топлива, изменятся параметры. После окончательного принятия нового закона нефтяники смогут получать компенсацию при меньшей цене на бензин и дизтопливо.
В ближайшие четыре года на топливном рынке резкого повышения цен не предвидится. Стоимость топлива будет расти каждый год на 5% в пределах инфляции. При этом рост тарифов на топливо отразится на услугах по перевозке грузов и пассажиров, а также на стоимости товаров потребления. В целом ситуация с ростом цен на топливо для населения не критична, вспышек с митингами и протестами по поводу дорогого бензина не ожидается. Рост тарифов на топливо находится под государственным контролем, при котором нефтяникам компенсируются потери за счет государства при меньшей стоимости на бензин и дизтопливо.
Ранее «Инвест-Форсайт» уже публиковал прогноз цен на бензин сооснователя сервиса «Турбо» Олега Данилова.