ENG

Перейти в Дзен
Заседания, Прогнозы

Трансформация образования

«Единственное, что мешает мне учиться, — это полученное мной образование», — писал Альберт Эйнштейн. Как должна трансформироваться классическая система обучения, чтобы не мешать, а помогать нам в жизни? Чего ждать от онлайн-занятий? Какие тренды являются сегодня ключевыми в EdTech? Эти и другие важные вопросы обсудили эксперты на онлайн-конференции «Будущее образования и образовательных технологий», которая прошла в рамках спецпроекта делового журнала «Инвест-Форсайт» «Клуб проектирования будущего».

Цифровизация, геймификация, персонализация

Сегодня много говорят о кризисе классической системы образования. Школьники, заканчивая 11-й класс, плохо представляют себе, какими знаниями и навыками хотели бы овладеть в вузе; выпускники институтов и университетов, получив диплом, не идут работать по специальности, на овладение которой потратили несколько лет. Помогут ли изменить ситуацию многочисленные EdTech-проекты, предлагающие по-новому подойти к процессу обучения?

Дарья Шунина, руководитель направления по привлечению иностранных стартапов фонда «Сколково», считает, что EdTech-проектам — одному из самых динамично развивающихся направлений IT-кластера — под силу решить сразу несколько задач в области образования. Конечно, при поддержке государства, которое должно помочь людям с адаптацией к новым образовательным технологиям и обеспечить стабильное соединение с интернетом по всей стране.

«Только в “Сколково” сейчас более 20 EdTech-стартапов. И эти проекты очень быстро растут — увеличивают и выручку, и аудиторию. Среди самых быстрорастущих проектов — Skyeng, Дневник.ру, ЯКласс. Образовательные проекты есть на любой вкус, выбор огромен. Одни стартапы создают образовательный контент, другие — условия для подбора оптимальных образовательных программ, третьи — решения для персонализации образования, четвертые — тесты, обеспечивающие контроль усвоения материала», — говорит Шунина. 

Среди ключевых трендов современного образования Дарья выделяет:

  • цифровизацию (новые платформы, агрегаторы, стартапы позволяют открывать новые возможности онлайн-обучения);
  • геймификацию (соединение образования и развлекательного контента позволяет сделать обучение более эффективным, интересным);
  • персонализацию (образовательный процесс стремится к тому, чтобы подстраиваться под запросы конкретного человека, в частности — под запросы людей с особенностями развития);
  • lifelong learning (обучение в течение всей жизни стало нормой; никого уже не удивляет, когда человек в 50 лет получает новые навыки или новую специальность);
  • развитие soft skills (такие «гибкие навыки», как умение управлять людьми, оперативно решать проблемы, брать на себя ответственность, находить общий язык с коллегами и партнерами, ценятся все выше, поэтому все большее количество специалистов готово учиться, чтобы ими овладеть).

Анна Меркулова, представительница компании «ЯКласс», согласна с Дарьей Шуниной и уверена, что будущее — за персонализированным обучением, ведь оно эффективно вовлекает людей в учебный процесс, помогает выявить сильные и слабые стороны ученика, разработать индивидуальную образовательную траекторию.

«Согласно исследованию Чикагского университета, дети, получившие индивидуальное обучение, учились на 98% лучше тех, у кого не было такой возможности. Поэтому персонализированное обучение — наилучший вариант для каждого участника образовательного процесса. А искусственный интеллект — важнейший инструмент для внедрения персонализированного обучения», — считает Анна.

И с этим не поспоришь: обеспечить всех учеников персональным педагогом не получится, зато каждому можно дать смартфон. С помощью анализа больших данных ИИ уже сегодня отслеживает количество времени, потраченное учеником на задания, анализирует ответы и создает индивидуальные рекомендации. В будущем искусственный интеллект начнет подбирать образовательный контент и методы обучения, которые эффективны для каждого конкретного учащегося. ИИ, в отличие от педагога, не устает и не раздражается, готов повторять один и тот же материал столько, сколько потребуется, и проверять задания, не пропуская ни одной ошибки. Многие образовательные стартапы, школы, курсы уже обещают своим слушателям занятия по индивидуальной образовательной траектории. Увы, не все проходят этот путь до конца. Как среди моря образовательных программ выбрать лучшую и не потратить свои деньги впустую?

Рейтинги онлайн-курсов 

Лучшие отели награждаются звездами, лучшие рестораны попадают в знаменитый гид «Мишлен». С лучшими онлайн-курсами все не так просто. По словам Людмилы Булавкиной, основательницы сервиса EdYes.ru, надежного рейтинга, который помог бы пользователям сориентироваться на рынке EdTech, пока нет. Между тем емкость рынка онлайн-образования только в России составляет 55 млрд рублей, а на конец года, по прогнозам экспертов, превысит 60 млрд рублей. При этом на фоне кратного роста спроса на онлайн-образование только 25% студентов проходят курс обучения до конца. То есть 75% взрослых осознанных людей, которые хотят получить новые знания, бросают обучение на полпути.

«Получается, убытки составляют примерно 40 млрд рублей — это деньги, которые мы тратим зря. Мы не достигаем собственных образовательных целей, компании недополучают специалистов. Согласно нашим опросам, 55% людей учатся постоянно, то есть два и более раз за год проходят какие-то обучающие курсы. Но примерно 90% этих постоянно обучающихся людей не уверены в том, что новые знания пригодятся им на практике, а 40% не могут четко ответить на вопрос, с какой целью проходят платную образовательную программу. По данным Росстата, только треть россиян работает по специальности. Выходит, мы часто учимся не тому, что поможет нам зарабатывать деньги, некомфортно чувствуем себя на огромном рынке онлайн-образования», — рассуждает Людмила. 

Действительно, рынок онлайн-образования очень большой и конкурентный за счет низкого порога входа — запустить в Instagram обучающий курс на тему «Как готовить шарлотку» проще простого. И таких курсов десятки. Пользователям было бы полезно знать, какой из них лучший. Да и большинство онлайн-школ стремится к лидерству и было бы не прочь сравнить себя с другими. При этом на данный момент на рынке существует единственный рэнкинг — EdTech. Его представляет компания Smart Ranking, которая сравнивает онлайн-школы, но не продукты. Оценивается образовательный институт по одному единственному критерию — выручке. Сколько школа заработала? Это важно для инвесторов. Но никак не помогает определиться с выбором конкретным слушателям.

Безоговорочно доверять многочисленным отзовикам тоже не стоит — отзывы обычно анонимны, среди них много заказных и некорректных.

«Мы сделали попытку построить свой рейтинг, в котором сравнивались бы не онлайн-школы, а отдельные продукты школ. В этом рейтинге учитывается 120 критериев оценки качества. Онлайн-курсы оценивают сами себя, их оценивают выпускники, а затем и независимые эксперты. Рецензия выпускника — самое ценное для нас свидетельство. И конечно, у нас отзывы не анонимны: надо подтвердить, что рецензент прошел курс, на который хочет написать отзыв. Такой рейтинг будет реально помогать выбрать лучший обучающий онлайн-курс по какой-то конкретной теме», — делится планами Людмила Булавкина. 

Планируется, что первые рейтинги онлайн-курсов от EdYes.ru появятся уже в ноябре. И, возможно, нам действительно станет легче ориентироваться в мире онлайн-курсов, среди которых есть и «Цифровая морская археология», и «Ядерная медицина», и «Этика академического письма», и «Педагогический дизайн», и «Философия для инженеров». С креативом у организаторов курсов все в порядке. А вот программ, которые бы готовили отличных специалистов для творческих профессий, по мнению некоторых экспертов, сегодня не хватает.

Творческое образование и творчество в образовании 

Не так давно в России появилась новая отраслевая общественная организация, охватывающая огромный сегмент не только экономической, но и культурной жизни страны — Федерация креативных индустрий. Одна из болей креативных индустрий — нехватка рабочих рук. Об этом говорил Борис Машковцев, генеральный директор АО «Киностудия «Союзмультфильм», декан факультета анимации университета «Синергия».

«То, что сейчас происходит с креативными индустриями, я вижу через призму анимации. Рабочих рук не хватает не только “Союзмультфильму”, но и многим другим анимационным студиям. “Союзмультфильм” растет по темпам производства примерно на 40% в год, при этом количество работающих в индустрии людей из года в год не увеличивается. Эта цифра стабильна — 3500 человек. Новые специалисты иногда появляются, но опытные сотрудники в то же время успевают сменить сферу деятельности. Притока кадров не происходит», — заявил Машковцев.

По словам Машковцева, профессиональная подготовка художников, аниматоров, режиссеров до сих пор сосредоточена в основном в Москве. 10 лет назад появились крупные анимационные студии в Санкт-Петербурге, потом заработала индустриальная мультстудия в Воронеже. Вообще, в России уже около 70 действующих анимационных студий. Но получить образование по-прежнему можно либо в Москве и Санкт-Петербурге, либо благодаря небольшому количеству онлайн-курсов. Существует, считает Борис Машковцев, некоторый разрыв между требованиями студий и компетенциями выпускников колледжей и вузов — новые технологии в кино внедряются очень быстро, ребятам приходится доучиваться на производстве, полученных академических знаний не хватает.

Все эти обстоятельства привели «Союзмультфильм» к сотрудничеству с университетом «Синергия», на базе которого был запущен факультет анимации. Первый набор состоялся в сентябре этого года, на курс сразу пришло несколько сотен человек.

«На факультете анимации в “Синергии” есть возможность учиться как офлайн, так и онлайн. Это значит, что мы можем, пользуясь механикой университета и знаниями лучших специалистов отрасли, предложить сетевую модель образования для региональных колледжей и вузов. Мы обнаружили, что в регионах есть запрос на создание и развитие креативных специальностей. На площадке Новосибирского государственного университете мы запустили образовательную программу по анимации для студентов, которые учатся на дизайнерском и архитектурном, но хотели бы приобрести и другие компетенции, научиться делать мультфильмы», — делится Машковцев.

Борис Машковцев считает, что одна из важнейших задач сейчас — сформировать рынок труда, потому что в индустрии анимации сегодня выстраивается очередь за специалистами среднего звена: теми, кто своими руками из дня в день делает погонные метры фильмов.

Про фильмы говорил и еще один участник дискуссии — философ, координатор российской Ассоциации футурологов Владимир Кишинец. Он считает, что наиболее действенный способ повысить уровень среднего образования — создавать интересные и качественные учебные фильмы.

В России полтора миллиона учителей — это огромная армия, у бойцов которой очень разные способности, коэффициенты интеллекта, наборы знаний и умений. Почему бы не использовать новые технические возможности для того, чтобы и в лучших столичных лицеях, и в небольших сельских школах дети имели доступ к одному и тому же качественному, умному, талантливому контенту?

«Необходимо создание высокопрофессионального видеоконтента от лучших в своей области специалистов для каждой новой темы каждого школьного предмета. Видеоматерил очень хорошо заходит. Особенно если сделан грамотно, интересно. Пусть дети не просто услышат на уроке географии о тундре, но увидят ее своими глазами благодаря учебному фильму. 80% информации мы усваиваем визуально, поэтому хорошая анимация способна стать большим подспорьем в учебе. Так детям легче будет освоить сложные темы по физике, математике, истории. Сегодня, когда многие ищут пути повышения качества школьного образования, стоило бы задуматься о создании мультиканальных учебников, когда любой учебник выходит в сопровождении видеофильмов, снятых к каждой новой теме. Это и повышает, и выравнивает качество образования», — считает Владимир Кишинец.

Обучающие игры и фильмы, персонализированные задания, разнообразные онлайн-курсы, благодаря которым можно начать разбираться хоть в химии полимеров, хоть в физиологии центральной нервной системы… Современное образование предлагает нам массу возможностей, одна интереснее другой. А эксперты, работающие в сфере EdTech, не устают напоминать, что инвестиции в знания дают наибольшую прибыль.

Автор: Наталья Сысоева

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья